Поиск по сайту

«Я петербуржец, а это значит…» ( Мои педагогические находки)

Автор: Соловьева Елена Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ №62 Санкт-Петербурга


«…И если внимательно смотреть по сторонам, то можно встретить тех, кто носит в себе «код петербуржца». И не важно, стоит перед вами гениальный писатель или забулдыга с Лиговского. Код проступает на лбу».

Александр Цыпкин,

В связи с резким падением культуры, знаний о родном городе как учащимися, так и их родителями, возникает острая необходимость во взаимодействии таких понятий, как ЛИТЕРАТУРА-САНКТ-ПЕТЕРБУРГ-ТЕАТР-МУЗЕЙ-ЭКСКУРСИЯ.

Поводом для начала работы в этом направлении стала проведенная среди учащихся анкета «Как и с кем ты проводишь выходные?» Грустно говорить об этом, но самым распространенным ответом стал: «С родителями (у старшеклассников - с друзьями) в магазине». Поэтому четко определился вектор работы с литературными произведениями:   связь литературы и искусства  с нашим городом. Мне кажется, что только так можно воспитать настоящего петербуржца, который всегда был известен миру своим стилем, особым «кодом».

Начинается такая работа с рекомендации для учащихся, которая вклеивается в дневник.

        Уважаемые родители!

В связи с изучением стихотворения  М. Ю. Лермонтова «Бородино» вашему сыну (дочери) рекомендовано посетить места Санкт-Петербурга, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года: Казанский собор - Дворцовую площадь - Нарвские ворота - Эрмитаж («Галерею 1812 года»)

                      С уважением, Елена Александровна,учитель русского языка и литературы

Или

В связи с изучением комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» рекомендуется посетить спектакль в театре им. Ленсовета или театре Малыщицкого (указывается дата и приблизительная цена билета).

После посещения учащиеся приносят, программку ( воспитывается традиция покупки театральной программки). Готовят небольшой рассказ, старшеклассники пишут рецензию на спектакль. В социальной сети  https://vk.com/club5455254 мной создана группа, насчитывающая сейчас 261 чел, «Театралы», где учащиеся старших классов обязательно пишут отзыв ( рецензию) на постановку пьесы, а родители и коллеги-учителя могут ознакомиться со списком спектаклей, рекомендованных для учащихся разных параллелей. Посещая с 2008 регулярно от 10 до 12 спектаклей в год, я накопила немалый опыт и могу уже выступать в качестве советчика.

Предлагая своим старшеклассникам посмотреть спектакль по пьесе А. П. Чехова или М. Горького, даю им возможность самостоятельно решить вопрос о выборе театра, режиссера-постановщика, актерского состава, да и приемлемую цену билета. Для этого им предлагается воспользоваться электронным ресурсом билетер, подобрать себе спектакль по душе.

Школьников несложно увлечь и экскурсионной познавательной деятельностью. И чем раньше мы приучаем своих учеников к разным формам путешествий и экскурсий по родному городу, тем интереснее можно организовать эту работу в старших классах.  Уже в 7-8-х классах ребята самостоятельно выстраивают маршруты по литературным местам города с помощью гугл-карты. Так появляются авторские литературные или литературно-театральные маршруты, на которые ребята приглашают своих родителей, друзей.

Это могут быть маршруты «Петербург Достоевского» или «Петербург Гоголя».

Используя собственный богатый опыт путешественника, в социальной сети (именно социальные сети, а не сайты, по моим наблюдениям, посещаются чаще современными школьниками) часто провожу викторины, связанные с историей нашего города, других городов России.

 Вот примеры таких вопросов:

  1. Как связаны знаменитый мультфильм "Трое из Простоквашино" с Домским собором одной из прибалтийских столиц?

  2. Дача моей свекрови, где живут вот такие чудные ежики, находится между двумя очень известными городками. С одним городом связано имя Николая Алексеевича Некрасова, а в другом до наших дней сохранилось здание вокзала, построенное в 1851 г. На этой магистрали, по которой сейчас круглые сутки гудят поезда, тогда лишь три вокзала имели высший разряд. 

  3. В 1890 г. в помещении станции установили первый на железных дорогах России коммутатор телефонной связи на 25 номеров.
    Внутри вокзала работал буфет, обслуживающий пассажиров обоих направлений.
    Значимость станции характеризует следующий факт: из трех паровых пожарных машин, имевшихся на всей линии Санкт-Петербург – Москва в конце 1890-х гг., одна располагалась именно здесь.
    Вопрос: назовите место нашего летнего отдыха, находящееся между этими двумя городками и начинающееся на букву "Г".

  4. Прослушайте эти музыкальные фрагменты и определите, какой стране принадлежит это искусство. Как называется? (представлены музыкальные фрагменты йодль, фадо, чардаш)

  5. Что объединяет эти три фотографии? Что на них изображено?
    (изображена самая узкая улица, самый узкий мост и самая узкая артерия СПб)

 

Учащиеся и родители с удовольсвтием разгадывают эти загадки, а по результам викторин называются победители и дарятся подарки.

Таким образом, приобщив школьников к активной театральной и экскурсионной познавательной деятельности, пробудив в них творческое начало можно составить интереснейшие маршруты изучения жизни и творчества писателей, поэтов, деятелей театра значительной части школьного курса литературы.  Например, это может выглядеть так:

 Александр Сергеевич Пушкин в нашем городе и не только.

 

Возрастная категория учащихся

Место посещения

5 кл

 Царскосельский Лицей (экскурсия), Спектакль, посвященный сказкам Пушкина (ТЮЗ)

6 кл

«Барышня-крестьянка» (посещение спектакля в Театре на Литейном), домик няни (экскурсия в Михайловское)

7 кл

Домик станционного смотрителя (экскурсия в пос. Выра)

8 кл

Место дуэли на Черной речке, музей- квартира на Мойке, 12 (экскурсии), «Капитанская дочка» (посещение спектакля)

9 кл

Опера «Евгений Онегин», опера «Пиковая дама» (Мариинский театр), Пушкинские Горы (экскурсия)

 

 Таким образом, реализуются следующие цели:

  • Приобщение к литературе через другие виды искусства, через другие виды творческой деятельности.

  • Воспитание интереса к историческому центру Санкт-Петербурга (живем ведь мы в Oзерках)

  • Сотрудничество школы и семьи в достижении образовательных целей.

  • Использование Интернета в образовательных целях.

   Так мы немножко становимся с нашими детьми ближе Петербургу, городу, который «умудряется заманивать на свои улицы интереснейших людей. Они либо выбирают его для своего рождения, либо (если менее удачливы) приезжают сюда после появления на свет. И если внимательно смотреть по сторонам, то можно встретить тех, кто носит в себе «код петербуржца» (Александр Цыпкин).


Поделиться:


Назад в раздел