Поиск по сайту

«Научить учиться». Из опыта работы. (Формирование УУД у учащихся начальных классов средствами проектно-исследовательской деятельности)

Автор: Кожевникова Ирина Александровна, учитель начальных классов ГБОУ гимназии №107 Выборгского района Санкт-Петербурга


Главной задачей учителя современной школы является «научить детей учиться», раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Чтобы быть успешным в современном мире уже младший школьник должен эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д. Это определено официальными документами Правительства РФ.

Образовательный стандарт ставит перед начальным образованием новые цели:

  • формирование у учащихся универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, навыков решения творческих задач и навыков поиска;

  • формирование у детей мотивации к обучению;

  • Оказание помощи учащимся в самоорганизации и самореализации.

Ученику недостаточно будет изучение одних теоретических знаний. Каждому ученику необходимо научиться гибкости мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта.  

Научиться учить себя — вот одна из задач сегодняшней школы.

Поэтому неотъемлемой частью нового стандарта образования становится формирование и развитие универсальных учебных действий.

  • Познавательные, обеспечивающие общеучебный комплекс компетенций;

  • регулятивные, обеспечивающие учащимся организацию их учебной деятельности

  • Коммуникативные, обеспечивающие социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • личностные, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Так возможно ли формирование УУД с помощью проектно-исследовательской деятельности?

Что же такое проект?

В словаре мы найдем такое объяснение:

  1. Проект (чего) – предварительный чертеж, план, набросок

  2. Проект (какой) – работа, которая должна завершаться определенным оригинальным результатом, новым ярким решением.

В своей деятельности мы используем оба эти понятия.

 

При этом надо помнить, что главное в проекте придумать что-то оригинальное и добиться результата, уложившись в заданные сроки.

Работа над любым проектом включает в себя 5 этапов:

  1. Постановка проблемы (определение цели)

  2. Планирование или проектирование

  3. Поиск информации

  4. Продукт (непосредственное изготовление)

  5. Презентация (представление своего продукта)

Использование проектной и исследовательской деятельности повышает эффективность   формирования универсальных учебных действий.

В основе метода проектов лежит

  • развитие познавательных интересов учащихся,

  • умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,

  • проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта,

  • развивать критическое мышление.

Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую работу, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результатом выполненных проектов должен быть продукт — конкретный результат, готовый к внедрению.

В педагогической литературе существует следующая классификация учебных проектов.

По содержанию (по результату). Результатом проекта может быть:

  • Изделие (поделка, скульптура, макет, игрушка, костюм, кулинарное изделие и др.)
  • Мероприятие или творческий проект (театрализация, выставки, показы, альманахи, концерты, соревнования, викторины, праздники, научная конференция, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства)
  • Информация или информационный проект (создание текстов, рисунков, газет, мультфильмов, музыки, фильмов).
  • Знания или исследовательский проект.
  • Решенная проблема
По форме взаимодействия участников проекта:
  • Индивидуальный.

  • Парный.

  • Групповой.

  • Общеклассный.

По времени работы над проектом:
  • Мини-проекты (1 урок).

  • Краткосрочный (3-6 уроков).

  • Долговременный.

По комплексности:
  • Монопроект (однопредметный).

  • Межпредметный.

            Конечно же, при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. На начальном этапе нужно использовать недолговременные проекты, рассчитанные на 1-2 урока, однопредметные проекты. И постепенно переходить к долговременным, межпредметным, групповым и общеклассным.

Работая с проектами в начальной школе, необходимо учитывать некоторые условия. Темы проектов должны быть посильны пониманию ребенка. Темы лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей, т.е. проекты должны быть несложные и простые.

            В современных учебных программах работа над проектами уже предусмотрена программным материалом.

            На каждом уроке технологии (труда) дети создают мини-проекты. Сначала это индивидуальные проекты, но постепенно мы переходим к парным, а потом и к групповым проектам (коллективным работам). Учащиеся осознают, что от работы каждого зависит успех всей работы. Такая работа формирует регулятивные и личностные УУД.

ОС Школа 2100, по которой я работаю, предусматривает учебные проекты уже с первого класса по всем предметам. Например, «Мое любимое число» (по математике), «Веселая азбука» - это самые первые учебные проекты. Где необходимо было найти информацию, проанализировать ее, суметь интересно представить полученные знания. Так же здесь идет и формирование регулятивных умений: постановка цели, планирование, работа по плану.

Начиная со второго класса все большее значение уделяется групповым проектам.  Одной из таких работ стал проект «Сказочный город» в период изучения темы «Объемные геометрические фигуры» на уроках математики. Ребятам было предложено (каждому) разработать проект сказочного города (это было домашним заданием). На уроке надо было постараться доказать в своей группе нужность своего проекта, т.е. защитить. Группа выбирала самый интересный проект и воплощала задумку автора в двух вариантах (из деталей конструктора и из пластилина). И здесь учащиеся должны были суметь договориться, кто с каким материалом будет работать.  Во время этой работы формировались в первую очередь коммуникативные УУД (излагать свое мнение, участвовать в диалоге, понимать позицию другого, использовать речевые средства, работать в паре, предотвращать конфликты).

Во втором классе традиционный осенний праздник назывался в нашем классе «Именины картошки». Он явился финалом нескольких проектов. Это были и индивидуальные и парно-групповые проекты. Для оформления стенда и проведения праздника ребятам необходимо было собрать информацию о картошке (история произрастания, полезные и целебные свойства, что можно приготовить, загадки, пословицы, поговорки, стихи и песни и много другого интересного и занимательного материала). Информационный материал нужно было оформить, разместить на стенде, чтобы все могли с ним познакомиться. Был объявлен конкурс «Поделки из картошки».  По итогам собранного материала была составлена конкурсная программа праздника.

Анализируя всю работу, проделанную детьми, в проекте «Именины картошки» с уверенностью можно сказать, что шло формирование и развитие всех УУД.

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита) проекта.  Важно чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях (продуктах проекта), которые они получили. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. В своем классе я стараюсь, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо «номинации» («Познавательный проект», «Нужный проект», «Веселый проект», «Красочный проект» и т.п.)

Одним из сложных проектов в 3 классе был долгосрочный, межпредметный (математика и информатика) парный проект по теме «Наш класс».

Задача проекта — составить характеристику класса по разным направлениям. Для этого необходимо было провести опрос одноклассников по выбранной самостоятельно теме.

Уже на начальном этапе видно, что большое внимание в работе над этим проектом будет отведено формированию у учащихся коммуникативных действий. Это необходимость организовать сотрудничество с одноклассниками, достигнуть взаимопонимания, организовать совместную деятельность. Найти себе партнера для работы, договориться о теме опроса, распределить технические обязанности.

Цель работы — узнать интересы детей нашего класса. Конечным продуктом должно было стать создание компьютерной презентации «Наш класс» и выпуск печатного альбома «Наш класс».

Планирование или подготовительный этап заключался в том, что ребята должны были самостоятельно разбиться на пары для работы. Необходимо было составить и оформить опросный лист, спланировать свои действия по анкетированию (когда и как будет проводиться опрос). Формируются при этом такие УУД:

регулятивные действия — планирование, составление плана и последовательности действий;

познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение речевых высказываний;

личностные — нравственно-этическая ориентация содержания своего опроса;

коммуникативные — планирование учебного сотрудничества; умение полно и точно выражать свои мысли.

Реализация проекта проходила в два этапа. На первом этапе ребята должны были провести опрос одноклассников и заполнить опросный лист.  Проанализировать полученные данные (произвести подсчеты), составить бумажный вариант диаграммы. На втором этапе необходимо было создать один-два слайда для презентации «Наш класс», подготовить выступление для защиты своей работы. При создании слайдов презентации ребята самостоятельно выбирали стили оформления сладов, тип компьютерной диаграммы, цветовое оформление объектов диаграммы. Первый слайд повторял во многом бумажный вариант работы учеников. На втором слайде ребята меняли не только тип диаграммы, но преобразовывали сами данные. Например, при опросе «Домашние питомцы» на первом слайде гистограмма отражала информацию, о том какие животные живут у ребят. А на втором слайде в круговой диаграмме была отражена информация «Сколько домашних питомцев живет в одном доме». Или опрос «Компьютерные игры». Сначала выяснили предпочтения: кто в какие компьютерные игры любит играть. Вторую и третью диаграмму ребята назвали «Компьютерная зависимость»: сравнили, по сколько любимых игр, а затем, кто сколько времени проводит за играми. Оказалось, что 3 человека каждый день играют в 3-4 компьютерные игры.

На данном этапе формировались такие УУД:

познавательные — анализ, синтез, моделирование, преобразование модели, поиск и выделение необходимой информации;

регулятивные — коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

коммуникативные — умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью;

личностные — нравственно-этическое оценивание содержания полученного результата.

Заключительный этап (рефлексия).

Были награждены победители проекта в разных номинациях. Организована выставка слайдов «Наш класс». Выпущен печатный альбом «Наш класс». На открытом уроке для родителей ребята еще раз защитили свои проекты.

Ребята были довольны своей работой, т.к. узнали много интересного об одноклассниках и классе. Научились создавать компьютерные презентации, диаграммы.

Приобретенные знания и опыт, которые ученики получили во время работы над проектом, ребята переносят на любые другие виды учебной деятельности и в жизненную практику.

Большой учебный межпредметный проект «Машина времени», где ребятам предлагалось не только спроектировать и создать машину времени, но совершить путешествие на ней в какую-либо историческую эпоху (представить инсценировку). Ребята с большим энтузиазмом работали над этой проблемой. Все работы получились замечательными.

Ребята моего класса были участниками эколого-просветительского проекта «Водная олимпиада», который ежегодно проводит Экологический центр Водоканала. Одним из заданий было провести исследование воды в водоеме, рядом с которым ученик будет отдыхать. Необходимо было взять пробы воды, рассмотреть образцы воды, сравнить свои наблюдения с таблицей, на основании этих наблюдений сделать вывод о чистоте воды. Все это надо было соответственно оформить. Также предлагалось составить викторину или какое-либо другое задание и провести в классе. Лучшей работой была признана работа Дани (она на слайде).

В классе проходит много проектов, начиная с первого класса. В первом классе я проводила специальное занятие для родителей, на котором учила родителей, как помогать ребятам в работе над проектами.

Проектная деятельность гармонично вписывается в образовательном процессе в урочную и внеурочную деятельность, дополняет её и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками урока.  Учитель имеет возможность работать над формированием всех видов универсальных учебных действий обучающихся.

В своей деятельности я выбираю метод проектов, потому что он:

  • обладает широким диапазоном возможностей;

  • позволяет достигнуть цели;

  • личностно-ориентирован;

  • самомотивирован;

  • обеспечивает не только успешное усвоение учебных знаний, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей;

  • развивает универсальные учебные действия;

  • позволяет учиться на собственном опыте;

  • приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своей деятельности.

            Несомненно, что проектно-исследовательская деятельность в формировании УУД занимает одно из ведущих мест, поскольку активно формирует компетентностный и деятельностный подходы, выдвигающие на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, которые возникают у учащихся в их практической деятельности, и овладение способами деятельности.

            Средствами и приемами проектно-исследовательской деятельности можно сформировать практически все виды УУД, заложенные в стандартах. А если говорить о коммуникативных и регулятивных УУД, то они в основном формируются благодаря именно проектной деятельности.

Интерес учителей к проектно-исследовательской деятельности сейчас чрезвычайно высок, т.к. она во многом способствует формированию универсальных учебных действий. 


Поделиться:


Назад в раздел