Поиск по сайту

Комплексная программа по формированию навыков здорового образа жизни и профилактике зависимого поведения детей и подростков «Здоровая личность» и ее реализация

Автор: Федорова Марина Ивановна, заведующая отделом профилактики наркозависимости, педагог-психолог ГБУ ДО ДДТ «Олимп»


Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы и дополнительного образования.

Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья детей и подростков. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название “формирование культуры здоровья учащихся”.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние «полного физического, психического и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней и физических недостатков.

Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

В сентябре 2001 года во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 15.12.99 о целевой программе «Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге на 1999-2001 гг.» и в целях предупреждения приобщения к психоактивным веществам детей и подростков на базе ГБОУ ДОД ДДТ "Олимп" был открыт отдел профилактики наркозависимости.

За это время в отделе накоплен большой опыт работы, специалистами отдела педагогами-психологами разработано более 20 различных программ для детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, заключены договоры об организации и проведении занятий и мероприятий по формированию здорового образа жизни и профилактике зависимого поведения детей и подростков с 23 образовательными учреждениями Выборгского района Санкт-Петербурга и 7 детскими садами. Всего в программах и мероприятиях, реализуемых отделом профилактики наркозависимости, принимают участие ежегодно более 10 000 детей и подростков.

За время работы отдела профилактики практически каждая Программа и Проект были представлены на конкурсы всех уровней, имеют соответствующие дипломы и сертификаты, а опыт работы был неоднократно опубликован и представлен на районных, городских, всероссийских и международных семинарах и конференциях.

Общее количество участников в профилактических программах и мероприятиях

В 2014 году обновленная программа отдела профилактики наркозависимости «Здоровая личность» была представлена на районной конференции «Возможности реализации требований ФГОС в воспитательном пространстве Выборгского района» как подпрограмма районной программы «Здоровое поколение».

Цель Программы «Здоровая личность»:

Снижение уровня асоциальных проявлений и профилактика употребления ПАВ, через формирование у школьников потребности в ведении здорового образа жизни.

Задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса на основе эффективного внедрения в ОУ здоровье сберегающих технологий;
  • обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;
  • формирование навыков сопротивления социальному давлению;
  • формирование у детей и подростков активной жизненной позиции;
  • способствовать формированию положительного «образа — Я»

Основные направления работы:

  1. Реализация образовательно-воспитательных программ для детей и подростков;
  2. Реализация образовательных программ для родителей;
  3. Обучение педагогов, специалистов помогающих профессий основам профилактики зависимого поведения и формирования здорового образа жизни;
  4. Организация волонтерской работы;
  5. Организация практики студентов, будущих педагогов и психологов;
  6. Проведение массовых мероприятий и акций, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  7. Организация и проведение мониторинговых исследований;
  8. Подготовка, выпуск и распространение литературы и других материалов профилактической направленности.
  9. Участие в работе конференций, представление опыта, публикации, участие в конкурсах.
  10. Расширение сотрудничества и взаимодействия образовательных и других ведомственных структур ответственных за осуществление политики,  направленной на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Результативность программы:

  • увеличение количества школьников, вовлеченных в социально-активную деятельность;
  • повышение уровня информированности участников образовательного процесса по теме употребления ПАВ;
  • осознанная мотивация на здоровый и безопасный образ жизни, умение противостоять общественному и групповому давлению;
  • активизация работы педагогов, родителей, специалистов различных служб, занятых в области профилактики возникновения зависимостей у детей и подростков.

Разрабатывая Программу «Здоровая личность», направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни мы основывались на следующих принципах построения профилактических программ:

  1. Профилактические программы должны быть составлены таким образом, чтобы усиливать “защитные факторы” и способствовать ликвидации или уменьшению известных “факторов риска”.

  2. Профилактические программы должны быть нацелены на все формы злоупотребления психоактивными веществами.

  3. Профилактические программы должны включать обучение социальным навыкам.

  4. В профилактических программах для подростков предпочтение должно отдаваться интерактивным способам работы.

  5. Профилактические программы должны включать модули для родителей и педагогов.

  6. Профилактические программы должны быть долгосрочными и не ограничиваться рамками школьного обучения, но предусматривать повторяющееся воздействие для укрепления первоначального профилактического эффекта.

  7. Школы предоставляют удобную возможность охватить всю молодежь.  

  8. Профилактические программы должны соответствовать возрастным категориям, быть разработаны надлежащим образом и в соответствии с культурными особенностями района.

Приложение: Презентация


Поделиться:


Назад в раздел