Поиск по сайту

Использование ИКТ в развитии познавательных интересов у дошкольников

Автор: Шипкова Вера Николаевна, старший воспитатель, Потапова Наталья Александровна, воспитатель ГБДОУ детский сад №125 Санкт-Петербурга


Компьютер уже давно стал средством освоения окружающего мира для современных детей: информация, которую он представляет ребенку захватывающе  интересна.

Использование ярких, динамичных, содержательных, эмоционально окрашенных мультимедийных презентаций на занятиях с детьми любого возраста сразу приковывает их внимание, дети мгновенно включаются в работу, готовы слушать комментарии, вопросы, таким образом стимулируется познавательная активность каждого ребенка. Такие презентации являются прекрасным демонстрационным материалом, что способствует высокой результативности детской деятельности.

Мы представляем авторское пособие, состоящее из компьютерной игры «Игра-путешествие «Выборгский район» и листов с печатной основой, собранные в тетрадь «Я шагаю по району» для детей старшего дошкольного возраста.

   

Пособие помогает сочетать компьютерную игру и традиционные формы работы. Основная цель игры -  развитие интереса к родному городу, знакомства с объектами ближайшего окружения. Дети, виртуально путешествуя по местам, связанными с культурно-историческими событиями жизни нашего района, делают остановки. Название остановки зашифровано в задании. Таким образом, мы поддерживаем дидактический принцип деятельностного подхода – ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, значит формируя умения самостоятельной  познавательной деятельности. Наше пособие помогает проходить стадии развития познавательной деятельности: любопытство – любознательность – развитие познавательной активности.

Задания в нашей игре представлены в игровой форме, это -  ребусы, головоломки, задания на мышления ассоциации, кроссворды и т.д. Они направлены на развитие любознательности, познавательной мотивации и формирование представлений об объектах окружающего мира.


Задания постепенно усложняются и сопровождаются иллюстрированными ответами, соответствующими звуковыми сигналами или смайликами, применяя прием внешнего поощрения - при правильном решении игровых задач дети слышат аплодисменты или видят улыбающегося смайлика, а печального смайлика, если задача неправильно решена.

Некоторые ответы имеют гиперссылку на источник, где можно узнать более подробную информацию, если в игру ребенок играет дома. Выполняя задания, дети могут опираться на свой жизненный опыт, то есть проявить себя.

  

В конце цикла знакомств с местами, объектами Выборгского района мы предлагаем разгадать кроссворд, вписав слова – остановки нашего путешествия.


На примере некоторых заданий покажем, как организуется работа детей при использовании игры.

Педагог предлагает детям разгадать головоломку. Для этого нужно найти буквы, которые спрятались каждая в своем домике - в окошках таблицы, записать их по порядку и прочитать слово. На столах у детей листы из рабочей тетради.

   

Для проверки нажимаем на окошко «ПРОВЕРЬ» в правом нижнем углу. Появляются буквы, дети читают слово.

Это первая остановка в нашем путешествии – Озерки. Ведется беседа о том, что дети понимают под этим словом.  (Ответы: Станция метро, Торговый комплекс, место, где купаются и катаются на горке). Педагог подводит итог беседы.

Летом здесь можно загорать и купаться, зимой – кататься на санках – «ватрушках», лыжах. А ещё вместе с папой ловить рыбу.  Это - Суздальские озёра. Их три: Нижнее Большое, Среднее и Верхнее озеро. Детям предлагается посмотреть на карту микрорайона.

Следующий тип задания – графический диктант, он развивает внимание, ориентировку в пространстве, мелкую моторику.

   

Педагог предлагает детям взять карандаш и листок в клетку, поставить точку, как показано на рисунке. Следуя инструкции, нарисовать картинку. (Возможно использовать лист из рабочей тетради).

Нажми на окошко «ПРОВЕРЬ». Отгадай загадку. С каждым щелчком будут появляться линии – контур самолёта. В следующем слайде дети увидят иллюстрированный ответ. Наша третья остановка памятник защитникам Ленинградского неба в лесопарке «Сосновка». Здесь во время Великой Отечественной войны находился военный аэродром (примечание: по ссылке можно узнать более подробную информацию).


С помощью игры «Системный оператор» мы предлагаем детям продолжить путешествовать по Выборгскому району с мамой, папой, бабушкой, дедушкой и уже школьными друзьями.


Предполагаем, что наша игра-путешествие создаст у ребят предпосылки для дальнейшего желания узнать что-то новое и интересное о месте, где они живут.

Наше информационно-познавательное пособие может быть использовано в образовательной деятельности, досуговых мероприятиях, индивидуальной работе, дистанционном обучении, например, детей, не посещающих детский сад. Этой методической разработкой могут воспользоваться не только педагоги, но и родители.


Приложение:

Листы с печатной основой



Поделиться:


Назад в раздел