Поиск по сайту

Перспективы развития корнесловно-смыслового подхода в повышении квалификации педагогов

Автор: Мокшеев Владимир Анатольевич, преподаватель ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования", Ярославль


В словарях происхождение слова квалификация определяется как сложение quails (какой, какого качества) и ficare (делать). Корень ква- в слове квалификация восходит к праиндоевропейскому *kwo-,  тому же корню, что и в местоимениях (вместо имени) кто, что, какой, который. Корень *li-, то же, что в русском «личить» (считать). Глагольный корень *fic - тот же, что в слове «ficare» - делать (то же, что и в слове факт).  Таким образом, квалификация - это определение того, может ли человек делать то, что он собирается делать; подсчёт того, что может сделать человек; измерение того, что он может делать. Повышение квалификации – увеличение количества возможностей для свершения действий

Основания корнесловно-смыслового подхода

Овладение стандартными знаниями, навыками и умениями – это те задачи, решение которых подчинено главной цели обучения: постижению смысла изучаемых предметов и явлений на пути самосовершенствования каждого учащегося и учителя

Автор схем В.В. Семенцов



Перспективы

(замысел и основные положения направлений принадлежат В.В. Семенцову)

1. Научно-исследовательское направление: «Разработка приемов и инструментов диагностики состояния языковой личности»

1.1. Выявление и диагностика субъективного (внутреннего) текста учителя, (педагогические представления учителей о текстах, ключевых понятиях, используемых учителем на уроке).

1.2. Выявление и диагностика ключевых корнесловных  образов языковой картины мира (внутреннего текста) учащихся разного возраста.

2. Научно-методическое направление: «Обеспечение взаимопонимания  обучающего и обучаемого как основы редактирования внутреннего текста»

2.1. Разработка и реализация индивидуальных планов освоения учителями корнесловно-смыслового метода в своих классах, на уроках по своему предмету

2.2. Разработка и реализация типов индивидуальных программ (ИП) развития учащихся на основе технологий корнесловной работы:

·          ИП содействия личностному росту и профилактики инфантилизма

·          ИП исправления поведения

·          ИП повышения уровня успеваемости по учебным предметам

2.3. Разработка методов, обеспечивающих взаимопонимание  преподавателя и слушателя как основы индивидуализации процесса повышения квалификации педагогических кадров

3. Учебно-методическое направление «Развитие учебно-воспитательного процесса на всех ступенях общего образования»

3.1. Разработка корнесловного словаря педагогических терминов.

3.2. Разработка словаря корнесловных норм вербально-образного мышления (термин В. В. Семенцова).

3.3. Разработка корнесловных приложений к действующим учебно-методическим комплексам.

3.4. Разработка критериев и способов оценивания результатов урока, проводимого с использованием корнесловно-смыслового подхода.

 

На данном этапе работ наиболее полно представлены результаты по  учебно-методическому направлению. Разработаны отдельные план-конспекты уроков по разным предметным дисциплинам в начальной школе, среднем и старшем звене. Материалы оформлены в сборниках научно-практических конференций:

  • в 2012 г.  «Корнесловные основы современного образования: от значений к смыслам»

  • в 2013 г. "Корнесловно-смысловой подход в духовно-нравственном воспитании учащихся в курсе ОРКСЭ" (отличительной особенностью материалов  является результаты экспериментальной работы и программные статьи В.В.Семенцова определяющие направления дальнейшего развития КСП в образовании)

Приоритетами настоящего этапа являются:

  • поддержка и развитие живой практики педагогов, реализующих корнесловно-смысловой подход в образовании

  • производство учебных материалов и в первую очередь корнесловных видео-уроков с прилагаемым методическим обеспечением

 

Кадровое обеспечение целесообразно объединить тематикой «Взаимопонимание  преподавателя и слушателя как основа индивидуализации процесса повышения квалификации педагогических кадров»

Предполагается, что индивидуализация процесса ПК будет эффективной и результативной  если сформирован навык осмысления ключевых слов преподаваемого курса и ключевых слов языковой личности слушателя.

Под индивидуализацией, в отличие от индивидуального подхода (т.е. работа с каждым по отдельности) понимается сохранение групповой формы с учетом интересов каждого члена группы и состояния коллективного субъекта группы

 

В.В. Семенцов считает, что методику преподавания учебных дисциплин в системе повышения квалификации важно выстраивать так, чтобы у преподавателя целенаправленно и осознанно формировались профессиональные навыки:

  • взаимопонимания со слушателями

  • индивидуализации процесса повышения квалификации

  • выстраивания межличностных отношений

  • доверительного общения с аудиторией в ходе лекций и семинаров

  • отношений сотрудничества с педагогами-слушателями в долгосрочной перспективе

 

Задача преподавателя в системе ПК

Средства, предлагаемые корнесловно-смысловым подходом для решения задачи

Взаимопонимание со слушателями

Совместное корнесловное осмысление двух-трех ключевых слов заданной темы с опорой на данные этимологических словарей и традиционные высшие  смыслы этих слов. 

Индивидуализация процесса ПК

Наблюдение за речевым поведением и исследование внутреннего текста языковой личности каждого слушателя, выявление ключевых слов языковой личности и встраивание этих слов в текст курса с соответствующим корнесловным осмыслением

Выстраивание межличностных отношений

Исповедание и уместное откровение ключевых  слов языковой личности преподавателя

Доверительное общение…

Интонация преподавателя….

Формирование отношений сотрудничества

Выстраивание информации курса в соответствии с личными нуждами и потребностями слушателей, понятыми преподавателем в большей степени, чем ими самими…

 В рамках кадрового обеспечения необходима разработка индивидуальных образовательных программ  повышения квалификации  педагогов базовых площадок.

Считаем, что корнесловно-смысловой подход к преподаванию предметов в системе повышения квалификации позволит в кратчайшие сроки профессионально и методически грамотно решать все выше поставленные задачи:

 Сейчас одной из ключевых задач развития нашего Отечества является поиск национальной идеи. Не могу не привести слова Александра Семёновича Шишова  из «Рассуждений о любви к Отечеству» «….вера, воспитание и язык – суть самые сильнейшие средства к возбуждению и вкоренению в нас любви к Отечеству, которая ведет к силе, твердости, устройству и благополучию».


Литература:

1.   Шишков А.С. Огонь любви к отечеству. М., Институт русской цивилизации, 2011. 668 стр.
2.   Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка, в 2-х томах / 8 издание, М., Русский язык - Медиа, 2007 г.
3.   В.В.Семенцов "Русский язык как основа обучения и воспитания. О корнесловном смысловом методе преподавания школьных учебных дисциплин. СПб -               Пушкин. Гуманитарий. 2008. 166 стр.
4.   В.В.Семенцов. Корнесловно-смысловой подход в образовании. Царское Село. 2016. 164 стр.




Поделиться:


Назад в раздел