Поиск по сайту

Проектирование системы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в образовательной программе ГБДОУ. Методическое пособие "Диалог с семьей»

Автор: Шатров Дмитрий Вячеславович, заведующий, Демченко Наталья Викторовна, старший воспитатель, Тимонина Людмила Ильинична, старший воспитатель ГБДОУ №29 Санкт-Петербурга


Закон  «Об образовании в Российской Федерации»,  положения  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ставят новые важные задачи организации образовательного процесса в дошкольной организации. Взаимодействие с родителями декларируется как одно из ведущих условий построения успешного образовательного процесса. Также в  ФГОС ДО подчеркивается важность и закрепляется  приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Из числа многих обозначенных задач Стандарт выделяет следующие: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Родителям воспитанников ГБДОУ №29 с целью выявления их образовательных запросов было предложено участвовать в анкетировании, результаты которого показали, что наиболее важным родители считают необходимость воспитания в детях доброты, честности, трудолюбия и других положительных нравственных качеств. Исходя из  данных анализа анкет, мы сделали вывод о приоритете духовно-нравственного воспитания дошкольников. Результаты анкетирования так же показали, что у родителей отсутствуют четкие представления о том, как грамотно строить  работу по данному направлению. Таким образом,  социальный запрос государства и  выявленные   потребности родителей стали отправной точкой разработки системы организации работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей.Аналоговый анализ пособий показал, что данное направление в работе с родителями  разработано фрагментарно, недостаточно систематизировано.

При проектировании системы работы с родителями  мы  опирались на современные  психоло-педагогические исследования, среди которых диссертация кандидата психологических  наук Шатрова Д. В., заведующего ДОУ на тему «Личность родителей и нравственная сфера  детей».

Работа осуществлялась последовательно в течение учебного года. Педагогами были разработаны перспективные планы работы с родителями на год, которые продолжают реализовываться.

Взаимодействие с родителями в ДОУ с учетом ФГОС по духовно-нравственному развитию должно  строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальные особенности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, степени активности, ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка. Поэтому педагоги ДОУ разработали и апробировали систему разнообразных эффективных форм работы с родителями: мастер-классы, педагогические гостиные, клуб выходного дня и другие интерактивные формы работы. Многие  формы работы предполагают  активное  участие не только педагогов и родителей, но и детей. Новизна  инновационного продукта  заключается в следующем: разработаны    рекомендации по организации работы с родителями с учетом требований ФГОС ДО,  возрастных особенностей детей;  составлены и апробированы конспекты современных интерактивных форм работы с родителями (проекты, мастер-классы, клуб выходного дня и др.); разработаны  годовые  планы  по работе с родителями по духовно-нравственному развитию детей; учтены и использованы  данные  психологических исследований  последних лет.

Значимость инновационного продукта для решения актуальных задач развития системы образования Выборгского района Санкт-Петербурга  можно представить в 2-х аспектах: во-первых, значимость инновационного продукта на социально-педагогическом  уровне обусловлена  направленностью  на практическое устранение проблемы недостаточной разработанности  в методической  литературе направления работы с родителями по духовно-нравственному развитию дошкольников; во-вторых, значимость инновационного продукта на практическом уровне обусловлена  направленностью  на разрешение противоречия между необходимостью выстраивания взаимодействия всех участников образовательных отношений по духовно-нравственному развитию и недостаточным объемом знаний у родителей и педагогов по данной проблеме.

Работа по построению эффективного взаимодействия с родителями направлена на создание открытого образовательного пространства, что позволяет создать лучшие условия для обеспечения  качественного, полноценного развития личности ребенка, формирования ценных качеств, выделенных в целевых ориентирах ФГОС ДО. Разработка конспектов совместных с родителями мероприятий способствует повышению  компетентности и мастерства педагогов. Вся проводимая работа  в конечном итоге способствует повышению удовлетворенности родителей  образовательными услугами.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому для выявления предпочитаемых форм взаимодействия, возможности партнерских отношений было проведено анкетирование родителей.

Результаты анкетирования родителей

№ п/п

Вопрос анкеты

Варианты ответа

Итого %

1.

Возможны ли партнерские отношения между ДОУ и родителями?

Да

94

Нет

6

2.

Какие форма взаимодействия с педагогом Вы предпочитаете и считаете эффективными?

Родительские собрания

77

Посещение родителями занятий в детском саду

59

Совместные праздники и развлечения

77

Индивидуальные беседы и консультации

50

3.

Какие должны быть отношения между родителями и педагогом?

Уважительные и доброжелательные

81

Единомышленники в отношении обучения и воспитания ребенка

70

Доверительными

68

4.

Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка?

Семье

57

Детскому саду

9

Семье и детскому саду

57

5.

Удовлетворены ли Вы работой детского сада?

Да

66

Нет

34

По результатам можно отметить, что большинство родителей готовы к партнерским отношениям. Таких родителей 94% и только 6% считают такие отношения не возможными.При этом наиболее эффективными считают такие формы работы, как: совместные праздники и развлечения 77% и родительские собрания 59%. Ведущей ролью в воспитании ребенка 57% родителей считают совместное воспитание семьи и детского сада и 9% родителей уверенны, что ведущая роль в воспитании принадлежит саду. Меньше всего голосов родители отдали доверительным отношениям , соответственно из этого можно сделать вывод, что родители  относятся к ДОУ с настороженностью. Однако, общие результаты анкетирования показали, что большая часть родителей готовы к партнерству и хотят уважительных  доброжелательных отношений.

Для формирования партнерских отношений в ДОУ был реализован совместный проект  работы семьи и ДОУ. 

Цель проекта: создание условий для формирования партнерского взаимодействия ДОУ и семьи. 

Задачи проекта:

1. Использовать активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей.

2. Активизировать работу органов родительского самоуправления через родительские комитет группы, проведение общих родительских конференций.

3. Организовать методическую работу для педагогов ДОУ по освоению: методов изучения семьи; инновационных форм и методов взаимодействия с родителями; современных способов организации совместной деятельности родителей и детей.

Проект состоял из трех этапов.

Первый этап - организационно-подготовительный. Цель: создание банка данных о семьях. На этом этапе проводится анкетирование и составление социального паспорта семьи.  

Второй этап, основной - практический.  Цель: налаживание позитивной связи: ДОУ - ребенок - семья. Необходимо, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии с дошкольником, чтобы не было педагогического противостояния семьи и ДОУ. Поэтому значительное место в реализации проекта отводится психолого-педагогическому просвещению родителей, которое предполагает разнообразные формы работы.  

Третий этап, заключительный.  Цель: подведение итогов, мониторинг, анализ результатов, эффективности реализации проекта, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.  

В ходе проекта были реализованы следующие формы взаимодействия педагогов и родителей:  

1.Опрос, анкетирование, наблюдение, информационные листы, листы-памятки,  буклеты, фотовыставки и т .д.

2. Творческие домашние задания. Например, создать альбом «Наша семья », нарисовать свою ладошку, где на каждом пальчике мама или папа напишут, как дома называют ребёнка члены семьи. Такие творческие задания способствуют развитию интереса ребёнка и родителей к их новым условиям, помогают почувствовать заинтересованное отношение воспитателей к своему будущему воспитаннику. Эти творческие задания станут впоследствии страничками «Портфолио» ребёнка.     

3. Оформление родительских уголков.       На стенде есть «Ознакомительная страничка» с целью информирования родителей об учебно-воспитательном процессе в рамках какой-либо тематической недели.           В уголке «Будь здоров» родителям предлагается различная информация о детских болезнях и их профилактике в виде информационных листов, различные консультации, памятки, буклеты. «Мамина (папина) профессия» - мамы или папы «рассказывают» (оформляют с помощью картинок, рисунков и т.д.) детям или о своей профессии. Такая форма работы способствует сближению родителей и их детей, способствует воспитанию уважения детей к родителям, развивает интерес детей к миру взрослых. 

4.Тематические выставки.    

5.      Семейные проекты.

6.Конкурс семейных талантов.

7.Открытые занятия.

8.Тематические праздники. 

9.Соревнования, конкурсы.

10.Мастер-классы.

11.Клуб выходного дня.

Просветительская деятельность родителей была организована  через: родительские собрания; индивидуальные беседы.

Использование новых методов и форм взаимодействия семьи и ДОУ были направлены на  установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В результате проведенной работы удалось добиться более активного участия родителей в образовательном процессе, повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, что способствовало формированию положительного отношения к ДОУ.  

Таким  образом, использование инновационного продукта позволяет решать следующие актуальные задачи развития образования: создание условий в образовательной организации для эффективного образовательного процесса, обеспечение удовлетворенности потребителей образовательных услуг ДОУ.

Актуальность результатов  использования инновационного продукта для развития системы образования обеспечена следующими положениями:

- В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, они обязаны заложить основы развития ребенка. Разработанные инновационные формы работы  с родителями: мастер-классы, педагогические гостиные, клубы выходного дня, успешно решают эти задачи, так как они направлены на создание условий для понимания родителями своей ответственности за воспитание ребенка, повышение педагогической грамотности  родителей  и являются актуальными для всех образовательных организаций.

- Использование продукта  для осуществления корректировки образовательной программы детского сада в соответствии с ФГОС ДО, повышения компетенций воспитателей в организации работы с семьей по духовно-нравственному развитию детей способствует повышению качества образовательного процесса.

- Практический результат внедрения продукта заключается  в апробации  эффективных  форм работы  с родителями и повышении удовлетворенности  родителей  качеством  образовательных услуг -94%  (по  сравнению с 2014 -2015 г.-85%).

Таким образом, можно сделать вывод, использование инновационного продукта способствует достижению результатов, актуальных для всех видов дошкольных образовательных организаций, т.к. для всех детских садов актуальны задачи по достижению детьми целевых ориентиров ФГОС, налаживания эффективного взаимодействия с родителями,  обеспечения высокого качества образовательных услуг. Инновационный продукт   может быть использован специалистами  в области дошкольного образования и родителями.

Готовность к внедрению инновационного продукта в системе образования Санкт-Петербурга обеспечена:

- возможностью реализовать в любом образовательном учреждении без затрат на материально-техническое обеспечение;

- возможностью реализации без привлечения дополнительных кадров;

- заинтересованностью педагогического коллектива, желанием и способностью администрации к организационно-педагогическим преобразованиям.

В течение 2015-16 учебного года происходила трансляция опыта в формате круглых столов, семинаров(«Проектируем образовательную программу  в соответствии с ФГОС ДО: организационно-педагогические условия и технологии индивидуализации дошкольного образования», «Основные направления деятельности ДОУ по ведению ФГОС ДО в образовательный процесс»), подготовлен доклад на конференцию «Инновационная деятельность образовательных организаций как ресурс обеспечения качества образования».

Риски внедрения инновационного продукта в системе образования Санкт-Петербурга незначительные;  это, прежде всего, неготовность коллектива образовательной организации к реализации данного направления работы, закрытость педагогов, психологическая боязнь открытых  форм работы с родителями, нежелание менять сложившийся алгоритм работы, негативное отношение к инновационным методам построения педагогического процесса и низкий уровень взаимодействия с родителями.

Пути  преодоления рисков внедрения инновационного продукта в системе образования Санкт-Петербурга можно выделить следующие:психолого-педагогическая перестройка  подходов к работе с родителями  педагогического коллектива;повышения квалификации педагогов;внешняя мотивация сотрудников (использование  «эффективного контракта»)  с постепенным переводом ее во внутреннюю мотивацию.

Коллектив ДОУ, в рамках ОЭР 2015-2016 г., обобщил опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников и представил его содержание в методическом пособии «Диалог с семьей».

Методическое пособие  «Диалог с семьей»

 Аннотация. Методическое пособие посвящено проблеме взаимодействия с семьей по духовно-нравственному  развитию личности ребенка в ситуации  реализации ФГОС ДО.  Авторами раскрыта важность и актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников на современном этапе, показана роль семейного воспитания в духовно-нравственном  развитии личности.  В пособии представлен опыт ГБДОУ №29 Выборгского района Санкт-Петербурга по разработке годового планирования взаимодействия с родителями.  В приложениях Пособия представлены конспекты разработанных и апробированных мероприятий с родителями: мастер-классов, педагогических гостиных, клубов выходного дня. Пособие адресовано специалистам  в области дошкольного образования и родителям.

В законе  «Об образовании в Российской Федерации»,  в положениях  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования взаимодействие с родителями декларируется как одно из ведущих условий построения успешного образовательного процесса. ФГОС ДО подчеркивает важность духовно-нравственного воспитания дошкольников. Из числа многих обозначенных задач Стандарт выделяет следующие: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Кроме того, анкетирование родителей показало, что самым важным родители считают воспитание в детях доброты, честности, трудолюбия и других положительных нравственных качеств. Исходя из анкет, мы сделали вывод о приоритете духовно-нравственного воспитания. Однако, как выявило  анкетирование, у родителей отсутствуют четкие представления о том, как грамотно строить  работу по данному направлению. Таким образом,  социальный запрос государства и  выявленные   потребности родителей стали отправной точкой разработки системы взаимодействия с родителями по организации духовно-нравственного воспитания детей.

В этом году, в рамках ОЭР, мы обобщили опыт  взаимодействия с родителями  по данному направлению, и итогом работы стало методическое пособие «Диалог с семьей». Предлагаемое  методическое пособие посвящено проблеме взаимодействия с семьей по духовно-нравственному  развитию личности ребенка в ситуации  реализации ФГОС ДО. Авторами пособия раскрыта важность и актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников на современном этапе, показана роль семейного воспитания в духовно-нравственном  развитии личности.

Взаимодействие с родителями в ДОУ с учетом ФГОС по духовно-нравственному развитию должно  строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальные особенности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, степени активности и ориентироваться на зону ближайшего развития ребёнка. Поэтому педагоги ДОУ разработали и апробировали систему разнообразных эффективных форм работы с родителями: мастер-классы, педагогические гостиные, клуб выходного дня и др. В приложениях Пособия представлены конспекты этих мероприятий.

Новизна  пособия «Диалог с семьей», как показывает аналоговый анализ, заключается в разработке организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами  по направлению, которое на данный момент разработано недостаточно.

Инновационный характер Пособия отражен в следующих характеристиках:

- даны   рекомендации по организации работы с родителями с учетом требований ФГОС ДО,  возрастных особенностей детей;

- содержит  примеры современных интерактивных форм работы с родителями (проекты, мастер-классы, клуб выходного дня и др.);

- содержит примеры написания годового плана по работе с родителями по духовно-нравственному развитию детей;

- предназначено для учреждений всех видов, для организации  взаимодействия с родителями во всех  дошкольных группах (в том числе и для детей с ОВЗ);

- в  пособии использованы  данные  психологических исследований  последних лет (диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Шатрова Д. В. « Личность родителей  и нравственная сфера детей»)

Значимость инновационного продукта для решения актуальных задач развития системы образования Выборгского района Санкт-Петербурга  можно представить в 2-х аспектах:

1.      Значимость инновационного продукта на социально-педагогическом  уровне обусловлена  направленностью  Пособия на практическое устранение проблемы недостаточной разработанности  в методической  литературе направления работы с родителями по духовно-нравственному развитию дошкольников

2.      Значимость инновационного продукта на практическом уровне обусловлена  направленностью Пособия на разрешение противоречия между необходимостью выстраивания взаимодействия всех участников образовательных отношений по духовно-нравственному развитию и недостаточным объемом знаний у родителей и педагогов по данной проблеме.

Работа по выстраиванию эффективного взаимодействия с родителями направлена на создание открытого образовательного пространства, что позволяет создать лучшие условия для обеспечения  качественного, полноценного развития личности ребенка, формирования ценных качеств, выделенных в целевых ориентирах. Разработка конспектов совместных с родителями мероприятий способствует повышению  компетентности и мастерства педагогов. Вся проводимая работа  в конечном итоге способствует повышению удовлетворенности родителей  образовательными услугами.

Таким  образом, использование инновационного продукта позволяет решать следующие актуальные задачи развития образования: создание условий в образовательной организации для эффективного образовательного процесса, обеспечение удовлетворенности потребителей образовательных услуг.

Актуальность результатов  использования инновационного продукта для развития системы образования Санкт-Петербурга обеспечена следующими положениями:

- В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, они обязаны заложить основы развития ребенка. Представленные в Пособии инновационные формы работы  с родителями: мастер-классы, педагогические гостиные, клубы выходного дня, успешно решают эти задачи, так как они направлены на создание условий для понимания родителями своей ответственности за воспитание ребенка, повышение педагогической грамотности  родителей  и являются актуальными для всех образовательных организаций.

- Использование Пособия для осуществления корректировки образовательной программы детского сада в соответствии с ФГОС ДО, повышения компетенций воспитателей в организации работы с семьей по духовно-нравственному развитию детей способствует повышению качества образовательного процесса.

- Практический результат использования  пособия заключается  в апробации  эффективных  форм работы  с родителями.

Таким образом, можно сделать вывод: использование пособия способствует достижению результатов, актуальных для всех видов дошкольных образовательных организаций, т.к. для всех детских садов актуальны задачи по достижению детьми целевых ориентиров ФГОС, налаживания эффективного взаимодействия с родителями,  обеспечения высокого качества образовательных услуг.

Пособие адресовано специалистам  в области дошкольного образования и родителям.

Готовность к внедрению инновационного продукта в системе образования Санкт-Петербурга обеспечена:

- возможностью реализовать в любом образовательном учреждении без затрат на материально-техническое обеспечение;

- возможность реализации без привлечения дополнительных кадров;

- основными условиями для реализации являются заинтересованность педагогического коллектива, желание и способность администрации к организационно-педагогическим преобразованиям.

В течение 2015-2016 уч. года происходила трансляция опыта в формате круглых столов, семинаров, был подготовлен доклад на конференцию и публикации в сборнике «Инновационная деятельность образовательных организаций как ресурс обеспечения качества образования»

Дата

Наименование заказчика

(ФИО контактного лица, его телефон, электронная почта)

Наименование и краткое описание работ

Реализованные результаты

11.12.2015

ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга

Заместитель директора по инновационной деятельности

Алмазова Е.Ю.293-18-80


Семинар (городской  уровень) «Проектируем образовательную программу  в соответствии с ФГОС ДО: организационно-педагогические условия и технологии индивидуализации дошкольного образования»

Методические рекомендации по  индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ.

Внесение дополнений в  предметно-пространственную среду групп.

23.12 2015

ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга

Заместитель директора по инновационной деятельности

Алмазова Е.Ю.293-18-80


Круглый стол (межрегиональный уровень) «Основные направления деятельности ДОУ по ведению ФГОС ДО в образовательный процесс»

Трансляция опыта работы  по введению ФГОС ДОв образовательный процесс для педагогического сообщества района и коллег  из  г. Иркутска.

Методическое пособие «Система логопедической  работы в группах комбинированной направленности».

Существуют следующие риски внедрения инновационного продукта в системе образования Санкт-Петербурга:

-неготовность коллектива образовательной организации к реализации данного направления работы, закрытость педагогов, психологическая боязнь открытых  форм работы с родителями, нежелание менять сложившийся алгоритм работы, негативное отношение к инновационным методам построения педагогического процесса;

- низкий уровень взаимодействия с родителями;

Пути  преодоления рисков внедрения инновационного продукта в системе образования Санкт-Петербурга:

- психолого-педагогическая перестройка  подходов к работе с родителями  педагогического коллектива;

-  повышения квалификации педагогов;

- внешняя мотивация сотрудников (использование  «эффективного контракта»)  с постепенным переводом ее во внутреннюю мотивацию.


Поделиться:


Назад в раздел