Поиск по сайту

«Говорим правильно» (представление дополнительной общеобразовательнойой общеразвивающей программы для детей от 7 до 10 лет)

Автор: Лукьянова Елена Юрьевна, педагог дополнительного образования ГБОУ №471 Санкт-Петербурга


Программа «Говорим правильно» имеет социально-педагогическую направленность, направлена она на выравнивание речевого и психофизического развития детей, обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации в школе, творческой самореализации личности ребёнка. С каждым годом растет число детей, у которых обнаруживаются стойкие трудности в обучении. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной помощи
По статистическим данным исследований количество таких учащихся составляет 20-30%.
Несформированность всех компонентов речи, является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала по русскому языку, так как нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение в чтении и письме.
Методисты, педагоги и руководители образования с тревогой отмечают снижение успеваемости учащихся по родному языку, растёт новое поколение неграмотных детей. Это обусловлено рядом факторов. Изменился психический, соматический и речевой статус детей поступающих в школу, увеличился поток учащихся с недостатками речевого развития, в связи с этим возникла необходимость в написании данной программы.
Программа «Правильно говорим » позволяет обеспечить развивающее обучение детей, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, даёт возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность, креативность.
Новизну данной программы определяет то, что большинство занятий разработаны в форме реалити, которые проводятся с непосредственным участием детей. Чем большее место в деятельности детей занимает творческое начало, ориентированное на личностные способности, тем большее удовлетворение приносит проведённая работа.
Концепция данной программы – теория развивающего и коррекционного обучения. Теория коррекционного обучения и есть отличительная особенность дополнительной образовательной программы, от уже существующих.
В целом, занятия по программе способствуют овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонематической системой русского языка, , что формирует успешное обучение в школе. Через занятия по программе дети преодолевают речевые и психофизические нарушения.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребёнка. Так, она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что даёт возможность ребёнку жить и развиваться, обеспечивает позитивное и эмоционально-личностное и социальное развитие.
Целью нашей программы является развитие здоровой коммуникативной личности средствами расширения практических умений по развитию речи обучающихся.
Задачи :
Обучающие
1. Развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
3. Формирование фонематических процессов;
4. Формирование грамматического строя речи;
5. Уточнение и расширение лексического запаса;
6. Формирование полноценной связной речи.
Развивающие
1. Развитие коммуникативной культуры общения;
2. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения;
3. Способствовать мотивации к позитивному развитию диалогической речи.

Воспитательные
1.Воспитывать любовь к русскому языку;
2. Сформировать навыки самоконтроля.

Объём учебного материала в программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации детей.
Программа предлагает оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально подобранных упражнений и игр.
Главная идея заключается в реализации образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей, то есть одним из основных принципов программы является принцип природосообразности.
Основой календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требования программы является тематический подход. Лексический материал отбирается с учётом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие мыслительной деятельности и умственной активности.
Программа «Говорим правильно» включает темы занятий по развитию речи с детьми, позволяющие одновременно усвоить правила грамматики. Своевременно начатые занятия позволяют устранить отставание в речевом развитии и предупредить школьную неуспеваемость.
Программа опирается на тематические материалы, предложенные в календарно-тематическом плане. В неё включены упражнения по развитию артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, связной речи, грамматического строя речи, активизация активного и пассивного словаря, коррекцию письменной речи, развитие всех психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения. Эти упражнения помогают ребёнку научиться классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.
Программа ориентирована на детей 7 - 10 лет, имеющих различные речевые нарушения и проблемы в усвоении русского языка. Программа рассчитана на 1 год обучения. Дети занимаются в группах 2 раза в неделю. В формах занятий преобладают конкурсы, викторины, игры, практико-ориентированные действия.
К концу обучения воспитанники могут:
1. чисто произносить все звуки речи;
2. использовать коммуникативные навыки в общении;
3. улучшение устной связной речи;
4. психологическое благополучие ребенка в учебной деятельности;

Предметная диагностика осуществляется в виде контроля - вводного, текущего, итогового. Контроль происходит во время обычных для детей видов деятельности в игровой форме. Наблюдение осуществляется в процессе ежедневной работы и дает сведения об уровне знаний и умений.
Подводя итоги реализации программы, педагоги организуют КВН «Знай и люби родной язык, в ходе которого осуществляется обобщение знаний.
Успех обучения детей зависит от эмоционального благополучия, отсутствия у них страха перед неудачей. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми является создание атмосферы доброжелательности и личностно ориентированного подхода к каждому ребёнку.

Приложение: документ MS Word

Список литературы:
Для педагога:
1. Герасимова А.С. Уникальное развитие по развитию речи. 2012.
2. Жукова Н.С. Учимся говорить правильно М. – 2009.
3. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя: Занимательные игры,
задания, загадки и стихи для обучения грамоте. М.2013.
4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2011.
5. Репина З.Н., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург – 2012.
6. Савина Л.П. Крылова Т.В. Большой букварь в играх, сказках,
стихотворениях, загадках. М. – 2013.
7. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Дидактический материал по
исправлению недостатков произношения у детей. Книга первая. М. -2013.
8. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Дидактический материал по
исправлению недостатков произношения у детей. Книга вторая. М. -2011.
9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения:
Практикум по логопедии. – М. - 2011.
11. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М. – 2012.
12. Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. Начальное
обучение. М. – 2013.


Поделиться:


Назад в раздел