Поиск по сайту

Экологическое воспитание детей в начальной школе

Автор: Кулакова Татьяна Алексеевна, воспитатель, Муравейко Наталья Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ прогимназия №130 Санкт-Петербурга


Тема бережного отношения к природе сегодня необычайно актуальна. Прежде всего она должна быть понята, принята и впитана ментально. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе.
Замечательный французский писатель Антуан  де Сент Экзюпери как – то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдётся сил, средств, разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!».
Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома.
Для решения этой задачи нами создана программа «Береги Землю - наш общий дом». В программе предусмотрены разнообразные формы: предметные уроки, полевые практикумы, мини экскурсии и комплексные экскурсии в природу, практическая деятельность на пришкольном участке и экологической тропе,  детские праздники, конкурсы творческих работ.
Основными  принципами  нашей программы являются обеспечение максимальной наглядности и практического взаимодействия с объектами окружающего мира. Младший школьник – это не зритель, а активный участник учебного процесса… маленький естествоиспытатель.
Выбор форм и методов воспитательной работы зависит от средств экологического воспитания учащихся. Например, натуральные объекты природной среды обеспечивают:
- обучение детей правилам ухода (практические методы);
- наблюдения за развитием и ростом (наглядные);
- творческое сочинение с приемами «антропоморфизма» («очеловечивания»), чтение художественной литературы (словесные) и др.
В зависимости от средств обучения в программе предусмотрены разные формы экологического воспитания:
- по количеству детей: индивидуальные и групповые;
- по организации представления объектов: выставки, экскурсии;
- по организации актуализации знаний: викторины. КВН, экологические игры и др.;
- по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный труд в природе и др.
Ухаживая за растениями в уголке природы, дети запоминают порядок полива и ухода. При этом они обращают внимание на поведение животных: птичка беспокойно кричит – нет воды или корма; рыбка поднимается к поверхности воды и высовывает голову – не хватает кислорода, листья у растения завяли – не хватает воды или света.
В последствие у детей формируются представления о влиянии деятельности человека на объекты природы (как позитивном, так и негативном)
Например, одним из широко используемых нами методов является метод наблюдения. С помощью наблюдений можно выявить перемены в росте и развитии растений либо при внесении нового растения. Мы подробно рассматриваем с детьми строение стебля, форму и окраску листьев, цветов, рассказываем о специфических особенностях ухода за ним, что не всегда можно осуществить в процессе урока.
Многолетняя практика убеждает в эф¬фективности проведения во внеурочное время цикла наблюдений для формирования познавательного интереса к природе.
Каждый отдельный цикл – это ряд вза¬имосвязанных наблюдений за конкрет-ным объектом уголка природы или школьного участ¬ка.
Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (несхожее с другими) со¬держание. В комплексе наблюдений од¬ного цикла у школьников формируют¬ся разносторонние и систематизирован¬ные знания о растениях или животных.
В ходе наблюдений детям ставятся вопросы, которые стимулируют возникновение поисковой деятельности. Например:
1.    Почему цветок назван мать-и-мачехой?
2.    Где можно увидеть божью коровку?
3.    Как рыбки дышат? И т.д.
Большую роль в развитии познавательного интереса имеет работа с художественной литературой (природоведческой сказкой, поэзией), которая включает чтение сказок, беседы, просмотр кукольной театрализации. На уроках литературного чтения обращается особое внимание на изучение стихов. Предлагается самим попробовать свои силы в литературном творчестве на экологическую тему .
Многие наши дети любят и умеют рисовать, поэтому на уроках экологического воспитания, на уроках труда, чтения, рисования или интегрированных уроках даются задания нарисовать плакаты об охране природы.
А на уроках математики мы составляем и решаем задачи, где требуется подсчитать, сколько воды утечёт из неисправных кранов, сколько деревьев нужно спилить, чтобы обеспечить тетрадями весь класс, сколько деревьев уцелеет, если люди будут собирать и сдавать макулатуру.
Экскурсии
Богатейшие возможности для экологического воспитания и образования дают экскурсии и прогулки в природу. Перед экскурсией можно создать проблемную ситуацию типа:
- Как надо поступить, если обнаружишь птичье гнездо?
- Что ты будешь делать, если встретишь в поле маленьких детёнышей зверьков или красиво цветущие растения?
Осенью, говоря об отлёте птиц, о зимующих птицах, о приближающихся холодах можно рассказать и показать, чем кормить птиц зимой, вместе с детьми и родителями и учителем труда попробовать сделать кормушки для птиц. На уроках экологического воспитания детям можно предложить решить познавательные и практические задачи. Это может быть короткий рассказ, в котором описывается определённая ситуация, близкая к жизненному опыту и интересам наших детей. Заканчивается этот рассказ заданием найти правильное решение вопроса в создавшейся ситуации.
Экскурсии в природу бывают: вводными (по изучаемой теме); текущими (в системе занятий по экологии); обобщающими (систематизирующими)
На вводных экскурсиях дети получают общие представления об объектах и явлениях окружающего мира. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия по теме «Весенние изменения в природе».
Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Например, экскурсия по теме «Обитатели водоема (пруда)».
Обобщающие экскурсии проводятся как завершающие изучаемую тему и предполагающие конкретизацию, систематизацию экологических представлений детей. Примером может служить экскурсия по теме «Осенние подарки».
Разновидностью экскурсий в природу являются целевые прогулки в природу. Такие прогулки могут проводиться как на территории образовательного учреждения, так и с выходом в природу.
Целевые прогулки позволяют в игровой форме организовать наблюдения детей за тем или иным объектом природы. Такие прогулки как, «В гости к березке», «К древнему валуну», «На бабочкину лужайку», «К птичьей столовой» и т.п. способствуют чувственному восприятию детьми мира природы
Во время целевых прогулок дети наблюдают за живыми объектами, измеряют рост растений, фиксируют видимые изменения (сезонные) в том или ином объекте. Для этого оформляются дневники длительного наблюдения за изменением роста и сезонных (возрастных) изменений признаков растений.
Театрализованная природоведческая сказка
Содержание таких уроков или внеклассных мероприятий обусловлено включением в них сюжетно-ролевых и театрализованных игр экологической тематики: «В гостях у Айболита», «Зоопарк», «Лесной заповедник». Кроме того, они позволяют осуществлять интеграцию различных видов детской деятельности: изобразительной, речевой, познавательной, игровой и др.
Важный аспект в воспитании экологической культуры – развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным явлениям.
Таким образом, успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм и методов работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и окружающей среды.
Атмосфера заинтересованного общения - непременное условие наших встреч с природой. Дети учатся заботиться о природе,  ухаживать за растениями, бережно относиться к природе, играют, исследуют, проводят опыты и эксперименты. Такая работа дает возможность не только развивать познавательную сферу детей, но и воспитывать в них гуманные чувства.
Известный педагог В.А Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры .        



Список литературы, рекомендуемой для педагогов и для детей:
Бианки В.В.  Лесные  были  и  небылицы. - Л.: Детская литература, 1957.
Бианки В.В. Рассказы и сказки.  Л.: Детская литературы, 1960.
Бианки В.В.  Лесная газета на каждый год. - Л.: Детская литература, 1961.
Времена года. Стихи и рассказы о природе. М.: Детская литература. 1997.
Горышина Т.К. Растения в городе.  Л.: Изд. ЛГУ. 1991.
Гусев В. Животные у нас дома. М.: 1992.
Дмитриев Ю. Путешествие на всю жизнь. М.: 1977.
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: 1994.
Ердаков Л.Н.  Экология для детей (Как Эколобок путешествовал). Новосибирск: 1996.
Ердаков Л.Н. Экология для начального обучения. Новосибирск: 1997
Ердаков Л.Н., Янушевич  Т.А. Приключения Мурзилки. Экология для детей. Вып 1,2. Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. учреждений образ. – Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.
Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Приключения Мурзилки. Экология для детей. Вып 3,4. Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. учреждений образ. – Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.
Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Экология для детей (приспособление к среде обитания). Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. учреждений образ. – Новосибирск: Изд.НИПКиПРО, 2001.
Коптев Ю. Солнце работает на нас. Л.: Детская литература. 1983.


                

Поделиться:


Назад в раздел