Поиск по сайту

«Использование куклотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»

Автор: Проникова Елена Владимировна, учитель – логопед ГБДОУ № 7 Санкт – Петербурга



В современном мире большое значение имеет общее развитие ребенка. К сожалению, многие дети имеют речевые нарушения, что затрудняет его динамику.  Активный словарь таких детей ограничен, лексико - грамматический строй нарушен, связная речь не сформирована. Дети стесняются своей речи, что создает трудности в общении со сверстниками и взрослыми, часто приводит к речевому негативизму. Для таких детей характерны не только речевые нарушения, но и  эмоциональная неустойчивость, импульсивность или наоборот заторможенность, вторичные отклонения в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и др.) Педагогами изыскиваются различные методы и приёмы, для эффективного преодоления речевых и психологических нарушений у детей.

            Игра с куклой – это мир реальности, в котором живет ребенок. В игре он проецирует окружающую его действительность, транслирует характер взаимоотношений с другими людьми. Эта деятельность для него естественна.

Практика лечения куклами существует довольно давно. В терапевтической  практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малком Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. В 1917 – 1922 годах первые советские кукольники стали работать над этой проблемой, они создали методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении. В этой работе регулярное участие принимал Ленинградский «Театр Петрушки» (конец 20-х годов), под руководством Деммени совместно с  институтом профессора Г.И. Турнера.

Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи педагога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики. По мнению Якоб Леви Морено: куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний. Кукла помогает отвлечься от действительности, помогает ребенку не потеряться в этом мире, понять красоту, доброту, избавиться от страха. В качестве основного приема коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и педагога. Ребёнок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Эмоционально положительное отношение дошкольников к логопедическим занятиям – залог успешного коррекционного процесса. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по – настоящему творческими личностями и даёт возможность испытывать удовлетворение от занятий. Кукла на руке у взрослого или самого ребенка, выступающая для него в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание и помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя ему возможность почувствовать себя раскованным.

Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности

Функции куклотерапии: коммуникативная, релаксационная, воспитательная, развивающая, обучающая.

 В своей работе с детьми я использую пособие «Логошарик». Это кукла, которую можно надевать на руку, открывать и закрывать её рот. Руки и ноги куклы состоят из шариков красного, синего и зеленого цвета, наполненных различным содержимым (гречкой, целлофаном, ватой и т.д.).

В начале учебного года Логошарик используется в качестве сюрпризного игрового момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи». Дети узнают, какие органы участвуют в воспроизведении речевых звуков и находят их сначала у Логошарика, затем у себя. Также Логошарик помогает сделать более занимательным проведение артикуляционной гимнастики на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Дети выгибают язык Логошарика, ставят за верхние и нижние зубы, формируют «Чашечку»и др.

На занятиях по постановке и автоматизации звуков Логошарик участвует в проведении игр:

- «Научи Логошарика». Логопед просит ребенка научить Логошарика правильно произносить поставленный изолированный звук или слог с этим звуком. Ребенок выступает в роли учителя, Логошарик – ученика.

- «Веселая песенка» (развитие речевого дыхания и автоматизация звуков). Логопед предлагает научить Логошарика песенке со звуком, который ребенок недавно научился произносить, например ла-ла-ла. Во время пения следить, чтобы ребенок произносил на одном выдохе от трех и более слогов и за правильным произношением звука.

-  «Гусеница» (автоматизация звуков в слогах и словах). Ребенок прикрепляет любые по цвету шарики, проговаривая слоговые ряды и слова, собирая гусеницу. При произнесении каждого слога или слова прикрепляется один шарик.

-  «Кто больше?» (автоматизация и дифференциация звуков, развитие речедвигательного анализатора, развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов). Используются любые шарики (красные, синие и зеленые). За каждое правильное произнесение звука или слога дети получают по одному шарику. Из полученных шариков дети придумывают слово и составляют его схему.

Красные, синие и зеленые шарики используются на индивидуальных и фронтальных занятиях при формировании фонематического слуха, позволяют включить в работу слуховой, зрительный, кинестетический и речедвигательный анализаторы, что позволяет быстрее и лучше усвоить характеристику изучаемого звука. Цвета шариков соответствуют гласным, согласным твердым и согласным мягким звукам. Часть шариков синего и зеленого цвета звенят (звонкие согласные), красные – все звенят.

- «Угадай что звучит?» Логопед предлагает детям рассмотреть шарики и запомнить, как они звучат, а затем угадать. Например: красный – звенит бубенчик, синий – шуршит целлофан, зеленый – скрипит пенопласт и т.д

- «Подбери звуку шарик» Логопед предлагает детям рассмотреть картинки: кошка и гусеница. Выделить первый звук в слове, дать характеристику звукам [К], [Г]. Звуки твердые, выбираем из шариков: синий шарик звенящий (с бубенчиком внутри) и синий шарик глухой (без бубенчика). Аналогичные задания с другими звуками: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие.

- «Помоги Логошарику» (развитие мыслительных процессов, развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов). Логопед предлагает отгадать загадку и составить из шариков схему полученного слова.

- «Отгадай слово» Логошарик загадал слово и просит детей отгадать его. Детям предлагается рассмотреть схему слова, составленную из шариков. К данной схеме подобрать подходящую картинку или придумать слово.


При обучении грамоте детям предлагается:

·         найти среди шариков, подходящий к данному звуку (букве);

·         собрать схему слога;

·         добавляя разные звуки к слогу придумать свое слово;

·         собрать схему слова, скрепляя шарики в цепочку;

·         найти лишний шарик в предложенной цепочке к слову;   

·         придумать слово по предложенной цепочке из шариков и т.д

Также детям предлагаются игры на развитие зрительно-моторной координации, для стимуляции тактильных ощущений:

- «Собери змейку» Ребенку предлагается собрать змейку красного, зеленого или синего цвета. Можно усложнить задание, отгадыванием содержимого шариков (рис, косточки, синтепон и др.).

- «Угадай что в шарике» (обобщение словаря признаков (синий, зеленый, красный, шуршащий, колючий, мягкий, твердый, звенящий, скрипящий, мелкий, круглый, острый и т.д.). Логопед предлагает потрогать шарик и определить, что спрятано внутри, подобрать слова-определения.

Вместе с Логошариком  ребята развивают связную монологическую и диалогическую речь. Игры «Поговори с Логошариком» и «Расскажи историю».

Во время игр и выполнения заданий (перечисленных выше) с шариками, происходит непроизвольный массаж пальцев рук, что очень полезно. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:

·         работа рук способствует психическому расслаблению;

·         предотвращает развитие утомления в мозговых центрах;

·         способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

Логошарик может быть использован во время проведения релаксации как наглядное пособие. Снятый с руки, он повисает, и тогда для детей сразу становится понятно выражение: «Расслабьте полностью мышцы. Пусть ваши руки будут как тряпочные».


Большой интерес у детей вызывает кукла – змейка Шуша. Это игрушка, выполненная из детских колготок и набитая мягким синтепоном. На её спинке пришиты пуговицы разной величины и цвета. Я использую эту куклу при автоматизации звука Ш. Ребенок помогает Шуше ползти и вместе с ней шипеть «Ш-ш-ш». Поднимая по очереди голову и хвост змейки, ребенок, как бы учит её танцевать и петь, проговаривая слоги со звуком Ш. Также, ребенку предлагается найти одинаковые по форме и величине пуговицы на спине у змейки, что способствует развитию зрительного восприятия.

 Все вышеизложенное, позволяет сделать вывод: построение образовательного процесса с использованием куклотерапии помогает логопеду решать задачи, которые заключаются в предупреждении и преодолении трудностей в овладении связной, грамотной и эмоциональной речью у дошкольников с речевыми нарушениями. Участие куклы в коррекционной работе улучшает эмоциональный фон на занятиях, способствует развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти), делает более интересной и занимательной работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию и совершенствованию навыков звукового анализа слов. Помогает формированию связной монологической и диалогической речи, развитию ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук.       

Поделиться:


Назад в раздел