Поиск по сайту

Организация работы с одарёнными детьми в начальных классах

Автор: Орлова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 622 Выборгского района Санкт-Петербурга


Раскрытие возможностей каждого ученика – цель учителя и современной школы в целом. На это направлена вся работа начальной школы в системе развивающего обучения Л.В.Занкова . Специальные учебные программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру в сочетании с акцентированием разных видов деятельности ученика на уроке, в т.ч. исследовательской, широкий спектр дополнительных факультативных занятий по информатике, английскому языку, элементарному музицированию, геометрии – всё призвано к тому, чтобы способный ребёнок получил возможность не только получить качественное образование, но и раскрыть свои таланты.
Среди способных всегда есть дети с особыми потребностями - одарённые, для обучения которых должны быть приняты особые меры. И это не всегда дети, достигающие одинаково высоких результатов по всем учебным дисциплинам. Одарённые дети всегда разные.
Специальные действия педагога необходимы в любом случае, когда речь заходит об одарённом ребёнке, но на это нужны силы и время. Безусловно, «свой» учитель, работающий с классом, нужен рядом обязательно, но в этот момент возникает потребность также и в учителе-кураторе.
Куратор в первую очередь работает с другими учителями начальной школы, информируя, контролируя и направляя их в той работе с одарёнными детьми, что выходит за рамки классно-урочной деятельности. Другая его задача - всячески поддерживать, взращивать, отмечать, поощрять малые и большие успехи и первые самостоятельные шаги одарённых детей. Кроме того, он проводит мониторинг работы кафедры начальных классов с такими детьми, прогнозирует деятельность кафедры по созданию условий для их самореализации и развития, составляет банк данных о них. Куратор работает и с завучем–координатором программы «Одарённые дети» и руководителем НОУ.
Итак, основная роль куратора – систематизировать работу начальной школы с одарёнными и ввести её в работу гимназии.

Для осуществления обозначенной выше цели необходимо разрешить следующие задачи:
1. Составить Концепцию детской одаренности для куратора и работающего учителя.
2. Разработать и представить программу практических действий учителя «Одарённые дети. Первые шаги».
3. Представить собранный пакет методических документов для юного исследователя; списки литературы для обучающегося и для руководителя
4. Представить аналитическое исследование результативности работы с одарёнными детьми в начальной школе гимназии
Работа имеет приложения:
1. пакет сопровождающих методических документов «В помощь юному исследователю», список литературы для ребёнка и его руководителя.
2. рабочие материалы одного из учеников, представляющие работу по разработанному автором алгоритму
3. образцы детских научных работ




1. Современная концепция детской одарённости. Очерк.

Психологами разработаны различные концепции понимания детской одарённости. В отечественной психологии история исследований этого вопроса прошла несколько этапов, отвечавших социальным потребностям общества и уровню развития психологической науки. Одарённость рассматривалась и как высокий уровень когнитивных процессов (система диагностики Г.И.Россолимо), и как уровень интеллекта (В.М.Экземплярский, ВШтерн, полезно здесь вспомнить о шкале Бине-Термена и коэффициенте IQ), как психология способностей (что отражено в работе Б.М.Теплова «Способности и одарённость»), как творческость ( здесь ориентиром являлись исследования Института изучения личности при университете в Южной Калифорнии, в т.ч. Гилфорда, Торренса).
Для работы куратора и педагога начальной школы, учитывая задачи работы с одарёнными детьми (организацию разносторонней работы через факультативные занятия, кружки по интересам, творческие конкурсы разного уровня; стимулирование творческой деятельности одарённых детей), представляется важным отметить следующее.
Специалисты выделяют несколько категорий детей, которых обычно называют одарёнными:
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта («Интеллектуальная одарённость»);
- дети с высоким уровнем творческих способностей («творческая одарённость»);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (Юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми
- дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одарённость»)
- дети с ярко выраженными лидерскими способностями.
Одарённые дети всегда разные, но какие-либо способности у них должны быть выше среднего уровня.
Среди современных концепций одарённости самой популярной является Джозефа .Рензулли. Согласно его учению, одарённость – есть сочетание трёх характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), творческости (креативности) и настойчивости (мотивация, ориентированной на задачу).
Итак, одарённые дети всё, что делают, делают с удовольствием, они предпочитают сложное простому.
Одарённого ребёнка характеризуют мотивы, связанные с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний, жажда знаний, желание всё понять до конца). Такая мотивация вообще способствует целенаправленному разрешению собственной, личностно-значимой задачи для любого ребёнка, не только одарённого, но и даже не очень способного.
Что касается творческости (креативности), то это прежде всего нестандартность мышления. Научившись творить в какой-либо одной сфере, ребёнок без труда перенесёт этот опыт в другую сферу, потому что, как считают ученые, природа творчества едина.
При оценке креативности мышления психологи Дж.Гилфорд и П.Торренс оценивают четыре параметра:
-продуктивность или «беглость», т.е. способность к продуцированию множества идей;
- гибкость мышления, т.е. способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далёким по содержанию;
- оригинальность мышления – способность выдвигать неожиданные, новые идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных;
- «разработанность», т.е. способность либо творчески разрабатывать существующие идеи, либо выдвигать, продуцировать оригинальные собственные.
Предупреждая возможные сложности в практике работы с одарёнными как одну из основных особенностей развития эмоциональной сферы одарённого ребёнка отметим повышенную уязвимость. Её источником является сверхчувствительность, уходящая корнями в особенности интеллектуального развития.
Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое их понимание. Одарённые дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различия, способны улавливать то, что осталось незамеченным. В этом их сила и их слабость – они очень ранимы.
При этом надо учесть, что опыт поражений, когда одарённый ребёнок соревнуется с такими же, как он сильными сверстниками или с более старшими, и при этом проигрывает, в сочетании с умелыми педагогическими действиями даёт хороший результат.
. В возрасте до 10-12 лет одарённые дети сталкиваются с проблемой расхождения между их эмоциональным и интеллектуальным развитием. Они, как пишет Элен Виннер, демонстрируют раннюю зрелость, опережают свой возраст. Но проблема одарённого ребёнка не в том, что он талантлив, а в том, что он не является уверенным в себе, толерантным. Помогая установить баланс между этими двумя сферами – эмоциональной и интеллектуальной, находящийся рядом взрослый как раз и даёт возможность такому ребёнку добиться наивысших результатов.
Душевно зрелые одарённые дети обладают выдержкой: когда их занимает, какая-то проблема, они будут биться над ней, пока не найдут решения. Они будут упорны в стремлении добиться желаемого.
В Приложении представлен вариант характеристики способностей одарённого ребёнка.


ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложения:
  1. Приложение 1
  2. Приложение 2 
  3. Приложение 3

Поделиться:


Назад в раздел