Поиск по сайту

Экскурсионная деятельность как средство формирования детского коллектива

Автор: Медведева Марина Витальевна, учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга


Программа  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  обучающихся  на  ступени  начального  образования  ставит  перед  школой  ряд целей  и  задач,  среди  которых  воспитание  нравственных  чувств  и  эстетического  сознания,  творческого  отношения  к  учёбе,  труду,  воспитание  ценностного  отношения  к  истории и  культуре  своей  страны  и  других народов, к природе и окружающей среде. В осуществлении  поставленных  целей  и в  процессе  решения  данных  задач  важную  роль  играет  формирование детского коллектива,  творческого, инициативного, способного  решать различные задачи. Один из способов создания такого коллектива -  экскурсионная  деятельность.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка».

Экскурсия – это  часть  образовательного  процесса.

Экскурсия – это реальная  возможность  решения  многих  воспитательных  задач: 

-  развитие   творческого  потенциала  и  детей,  и  родителей;         

-  воспитание  ценностного  отношения  к  истории,  к  окружающей  среде;

- воспитание  уважения  к  родителям, своим сверстникам, а  путешествия,  экскурсии,  интересные поездки способствуют  развитию уважения и понимания, доброго отношения друг к другу, что укрепляет   взаимоотношения детей в  семье, в классе и создаёт благоприятные условия для формирования детского коллектива.

Так  как  экскурсионная  программа  преследует  целый  ряд  учебных  и  воспитательных  задач, экскурсии можно разделить на несколько групп:

- учебная экскурсия, целью которой является усвоение детьми знаний по учебному предмету;

- краеведческая экскурсия - это знакомство  с  историей  и  культурой  родного  края  и народов  мира;

- общеобразовательная экскурсия;  цель – расширение общего культурного кругозора.

С  каждым  новым  классом  экскурсионная  деятельность  начинается  с  изучения  родного  города.  Мы  живём  в  городе  Колпино,  в  котором  своя  история,  свои  традиции,  памятные  места.  Поэтому  за  четыре  года  можно  познакомить  детей  и  с  революционным  прошлым,  и  с  героями  Великой  отечественной  войны,  и  с  ветеранами  труда  Ижорских  заводов.  А  начать  это  изучение  можно  с  экскурсии  в  пожарную  часть  г. Колпина,  на  хлебозавод  (1 класс).  По  местам  Великой  отечественной  войны – это  2 класс.  Для  3-4  класса  можно  провести  экскурсию  в  музей  Ижорского  батальона.

Изучение  некоторых  тем  я  провожу  по  отдельным  экскурсионным блокам.  Это позволяет  изучить  материал  более  тщательно,  да  и  доступность  материала  для  детей  рассчитана  на  соответствующий  возраст.  Например: Изучая   «Жизнь  и  творчество  А.С.Пушкина» за  четыре  года, можно посетить следующие  экскурсии:  Пушкин – лицеист,  Вырский  тракт,  домик  няни  Арины  Родионовны,  музей-квартира Пушкина  на  Мойке  12;  в  4  классе  в  сентябре – экскурсия  в  Пушкинские  Горы /усадьбы  Тригорское, Петровское,  Михайловское/,  где  программы  разработаны   для  детей  разного  возраста.

Очень  интересно  проходят  экскурсии, посвящённые  Пётру I:  музей  «Домик  Петра I»,  Заячий  остров – Петропавловская  крепость-Петропавловский  собор,   интерактивная  экскурсия  «История зарождения  Санкт-Петербурга»  в  помещении  Океанариума.

Интересен  блок  экскурсий,  посвящённый  Павлу I.  Это  посещение Павловского  дворца  в  городе  Павловске,  Гатчинского  дворца,  Приоратского  дворца,  Инженерного  замка.

Изучая  историю Великой  Отечественной войны,   музей  Диорама,  военно-исторический  музей  Артиллерии,  монумент  Героическим  Защитникам  Ленинграда  на  площади  Победы, экскурсия  на  Пулковские  высоты,   музей  Дороги  Жизни.

Нельзя  забывать  и  о  профориентационном  направлении. Ребятам  очень  нравятся  все  музеи,  игровые  центры,  связанные  с  этим  направлением:  музей  железнодорожного  транспорта,  детский  город  профессий  КидБург,  Музей  хлеба,  мастер-классы  в  Музее  Антропологии  и  Этнографии.      

Экскурсии  в  Зоологический  музей,  Эрмитаж,  Русский  музей,  Музей  Этнографии  проводятся  часто  в  порядке  абонементного  посещения.

Недавно в  школе  ввели  новый  предмет  «Основы  религиозных  культур  и  светской  этики»  В этом  направлении  хочется  порекомендовать  музей  истории  религии.  А  к  празднику  Великой  Пасхи – прекрасный  мастер-класс  в  музее  антропологии  и  этнографии.  Если  вы  поедете  в  Пушкинские горы,  то  попадёте  в  Святогорский  монастырь,  где  побываете  и  на  могиле  А.С.Пушкина.  Незабываема  экскурсия  в  Свято-Успенский  Псково-Печёрский  монастырь.  Однодневная  поездка  в  Тихвинский  Богородичный  Успенский  мужской  монастырь  тоже  не  оставит никого  равнодушным.

Длительные (2-3 дневные) экскурсии  организуются  с  целью  более  углублённого  изучения  материала.  Они проходят только  с  участием  родителей,  чаще  всего  ездят  целыми  семьями.  Родители – это  не  только  хорошая  моральная  и  духовная  поддержка,  но  и  благодарные  слушатели,  замечательные  организаторы.

В организации  каждой  экскурсии можно выделить три этапа:

1.подготовительный этап;

2. проведение самой экскурсии;

3.подведение итогов экскурсионной работы.

Подготовительный этап любой экскурсии - это  сбор  материала  через  уроки  внеклассного  чтения, окружающего мира, литературы; организация  выставок рисунков, макетов, различных поделок;  выпуск  и  обсуждение  литературных  листков, тематических газет; проведение мастер-классов; детские  сообщения.

А ещё - это самый походящий момент для сплочения ребят, которые объединяются в группы по интересам, творческим  способностям. В процессе этой работы ребята учатся  взаимопонинию, слушать друг друга, учатся ценить поддержку друзей. Важным этапом работы является представление презентации. Ребята учатся рассказывать, комментировать, общаться со слушателем. На данный момент собрана хорошая коллекция детских презентаций на различные темы.

А ещё своей сплоченной работой ребята «заражают» родителей, которые присоединяются к детской группе и помогают с подбором материала, оформлением презентации, выдвигают новые идеи. После такой совместной работы родители организовывали экскурсии на место своей работы: в типографию, в центр скорой помощи, в музей гигиены.   

После экскурсии идёт закрепление нового материала. Ребята  делятся  своими  впечатлениями  с  помощью  фоторепортажей,  стенгазет,  своих  стихов  и  сочинений,  подключаются  родители  - выпускают  свои  фото  и  видеосюжеты, обмениваются мнениями, впечатлениями, планируют следующие путешествия и экскурсии.

Таким образом, к 4 классу формируется сплочённый, дружный коллектив детей и родителей, способный   решать различные задачи.

 

Список  используемой  литературы  и  интернет-ресурсов

1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений в 2 частях.

Авторы: Т.Л.Белоусова, Н.И.Бостанджиева, Н.В.Казачёнок под редакцией А.Я.Данилюка.    

 М.: Просвещение, 2011

2. Емельянов Б. В. Основы экскурсоведения.  Учебное пособие.

3. Калюжная А.Д.    Петром основанный прекраснейший сей град… Санкт-Петербург: Тригон, 2003.- 592 с.: ил. – ISBN 5-94684-200-5

4. И.И.Георгиев, И.Н.Иванова, В.Г.Исаченко, Л.Е.Лавренова, Ю.А.Раков, И.Б.Чижова, О.О.Шарипова Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. Сборник (Учебное пособие)

СПб «Паритет», 2007 - 368 с., ил.


Поделиться:


Назад в раздел