Поиск по сайту

Образование сегодня и завтра. Опыт осмысления

Автор: Кравченко Татьяна Юрьевна, учитель английского языка ГБОУ гимназии №446 Колпинского района Санкт-Петербурга


Ситуация с образованием в стране вызывает вопросы у всех. И все пытаются найти ответы на возникающие вопросы и противоречия.  Безусловно, общество всегда недовольно существующей системой образования. Но в условиях современности в данной сфере проявлено столько противоречий и  недоразумений, что поиск адекватных объяснений напрашивается сам собой. Опытом собственных размышлений и попыток объяснить, что происходит,  делюсь с Вами. 

Как человек, воспитанный в знаниевой парадигме, ответы всегда пытаюсь искать в текстах, которые вокруг. Что же говорят философы о современном этапе развития ? Общество становится в полной мере современным (modern), когда его основной характеристикой является информация, важнейшая часть которой – образ, его производство и потребление. Образы подменяют реальность, что, в свою очередь, ведет к утрате подлинности, рождая феномен симуляции реальности. Образы переходят в нас, мы начинаем видеть образами, симулируя, они замещают непосредственный опыт, становясь незаменимыми для здоровья экономики, для стабильности общества и реализации желаний. Современная цивилизация ведет к упрощению языка общения, к редукции глубины символического, к плоскому знаку, к иконке, «смайлу».[1]  Нам выносят своеобразный философский приговор: сейчас не сам человек, не государство и общество, а медиа управляет процессами восприятия, анализа, выбора  и отвечают за формирование реальности.

В этой реальности все подчинено законам потока информации, постоянно сменяющихся образов. А законы эти таковы: скорость, непрерывность, постоянное нарастание силы, хаотичность.  Образование – не исключение. Это теперь открытая система, в которой, так или иначе, присутствуют все выше указанные тенденции. 

В этих  условиях мы говорим, что все стало другим. Все изменились. В том числе и наши дети. Какие они, дети XXI  века?  По данным исследований  специалистов  современные дети: гиперактивны,  живут в интернете и легко поддаются манипулированию, агрессивны, нацелены НЕ  на чтение, многозадачны, но рассеяны и поверхностны, обладают клиповым мышлением (образ – картинка, без слов и объяснений).  Дети с такими характеристиками просто не в состоянии справляться с требованиями, которые предъявляет к ним существующая система образования.  И тогда наступает новая эпоха – эпоха реформ и преобразований.

Вслед за внедряющимися ФГОС, идет разработка новой образовательной системы – среды - Образование 3.0.  Основной задачей  реализации этой концепции  станет воспитание и социализация, а обучение  будет являться  лишь частным случаем. Необходим переход от традиционной системы классов, курсов, расписаний и оценок к системе гибкой, ориентированной на запросы учащихся к форме обучения. [2]

Цель внедрения  проекта Образования 3.0  развитие комфортной, гибко реагирующей на изменяющиеся запросы семей, общества и экономики социокультурной образовательной среды, в центре которой находится мобильное устройство. Ежесекундная доступность мобильного аккаунта делает образование непрерывным, активизированным процессом, в котором даже оценка выставляется мгновенно. Меняются и условия работы учителя: учитель сосредотачивается на процессе обучения, а технологии обеспечивают персонализацию. В качестве предполагаемых результатов  внедрения проекта рассматриваются: формирование новых сообществ учащихся; связь между формальным и неформальным обучением; обучающиеся быстро и легко находят дополнительные материалы для более глубокого понимания концепций, о которых говорилось в классе; помощь учащимся с ограниченными возможностями здоровья.

Судя по активности обсуждений данного проекта в СМИ, образование 3.0 будет следующим этапом реформирования российской  школы. И, несмотря на то, что проект имеет множество позитивных моментов, нельзя не обратить внимание на постепенно исчезающее межличностное взаимодействие  субъектов образовательной системы. Образование все больше втягивается в процесс построения образов, все активнее идет на поводу у всеобщей информатизации под эгидой ориентации на современные условия и современных детей.

Но из  процесса обучения постепенно исключается диалог – в самом тривиальном понятии этого слова. Простой разговор между учителем и учеником,  научный дискурс, эмоциональная дискуссия – все это будет заменено взаимодействием с мобильным устройством, компьютером или роботом. В какой – то мере это позволит снизить необъективность оценивания ученика, но нужна ли будет ученику эта строгая объективность? Сможет ли он в полной мере осознать себя Человеком, активным социальным субъектом, если с самого начала пути по дорогам знаний его взгляд на мир будет ограничен дюймами экрана мобильного телефона?


Литература: 

  1. Савчук В.В Медиа как предмет философии. - СПБ, 2011. 
  2. Материалы XXIII конференции по вопросам онтологии - СПб, 2013.
  3. Кондаков А.М. Современное образование. - интервью Российской Газете

(Приложение defacto), N34(56), 2014. 




[1] По материалам статей и тезисов В Савчука и А. Секацкого.


[2] Руководитель проекта по разработке ФГОС общего образования, член-корреспондент РАО Александр Кондаков

 




Поделиться:


Назад в раздел