Поиск по сайту

«От открытой образовательной технологии развивающего обучения «Дебаты» к формированию коллективной культуротворческой деятельности учеников в клубе «Дебаты» в гимназии»

Автор: Елисеева Евгения Васильевна, учитель технологии, ИЗО, истории и культуры Санкт-Петербурга ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга


Школьный возраст – важнейший период становления культуры общения, формирования коллективной культуротворческой деятельности. Формирование культуры общения происходит двумя путями: средой – в семье с исчезающей монологической речью; в общении со сверстниками, говорящими на сленге и в образовательном процессе, в котором монологическое высказывание всё чаще заменяется  фронтальным опросом, письменным тестированием, на уроке больше говорит учитель, чем ученик. В результате: дети не говорят ни дома, ни на улице, ни на уроках; ученики не умеют слушать и слышать друг друга, слушать и слышать коллективно и коллектив; не умеют высказываться чётко и ясно, не могут самостоятельно составлять доклады, написать сочинения, исследовательские работы.

Культуротворческая деятельность означает идею образования личности культурой и для культуры. Образование в личности способности к культурному творчеству, то есть полноценному освоению, хранению и воспроизводству в собственной жизненной практике духовно-практического опыта поколений.

В современном мире, недостаточно формировать только культурную личность для культуры. Сейчас необходимо формировать культурную личность в коллективе, а коллектив – способный к культуротворческой деятельности: коллективной культуре общения, коллективной интеллектуальной культуре (расширенному кругозору коллектива). Формирование коллективной культуротворческой деятельности происходит, как и формирование культуры общения – двумя путями: средой и в образовательном процессе. В настоящее время ни то, ни другое в полной мере не способствуют формированию коллективной культуротворческой деятельности. 

А ведь ФГОС ориентирует на обучение метапредметным действиям: публичному выступлению, речевым навыкам общения, полилогу, индивидуальному и коллективному оценочному мышлению; коллективному генерированию идей, ситуационному анализу. Умению  учащимися выстраивать ценностное отношение к окружающему миру: ценностные отношения с преподавателем; ценностные отношения с другими участниками творческой деятельности; ценностное отношение к продуктам своего творчества, других, коллектива; ценностное отношение к себе, другим и коллективу. 

Задачи, поставленные ФГОС можно решить через включение учеников в активную коллективную культуротворческую деятельность, используя «Открытую образовательную технологию развивающего обучения «Дебаты»».

«Дебаты» – интеллектуальная игра. Игра – один из основных видов деятельности человека. Педагоги учат  и воспитывают играя. Реализуют деятельностный подход к обучению в интерактивных формах. Развивают у школьников образовательные мотивации вывода в позицию «индивидуального исследователя» и коллективного исследования проблемы. Формируют устойчивую мотивацию к учению, к коллективной  исследовательской деятельности. Развивают умения управлять общением, создавать нужный тонус настроения и эмоциональной насыщенности, формируют культуру коллективного общения – надёжный способ достижения успеха в будущем. Развивают потенциальные возможности всех участников процесса и формируют у них качества необходимые каждому человеку в условиях рыночной экономики. Ученики прошедшие «школу дебатов» смело, аргументировано, уверенно излагают свои позиции. Отстаивают собственное мнение, выступая на конференциях, конкурсах, олимпиадах; активно включаются в коллективную культуротворческую деятельность. Учителя используют эффективные способы координировать свои действия с действиями учеников, не навязывают свою точку зрения, а передают «основания», на которых обучающиеся сначала для себя индивидуально, потом коллективно принимают решение.

В свою очередь коллективная культуротворческая деятельность при использовании «Открытой образовательной технологии развивающего обучения «Дебаты»  формирует качество коллектива, развивает потенциальные его возможности, выводя за пределы клуба, гимназии / школы, города, региона.

В гимназии № 446  «Открытая образовательная технология развивающего обучения «Дебаты» в учебном процессе используется с 2001 года. Данная технология включает всех учеников в коллективную культуротворческую деятельность, так, как на уроке используются модифицированные «Дебаты» с удобным для учебной деятельности форматом, регламентом, количеством участников (игроков-спикеров, их группы поддержки, таймкиперов, судей). Технология «Дебаты» хорошо «работает» на уроках типа: «Повторение предметных знаний»; например темы для «Дебатов»: «Для города новое всегда лучше старого», «Единую систему конструкторских документаций надо отменить». Урок обобщения и систематизации предметных знаний; например: «Экология викарирующих произведений не актуальна». Урок применения метапредметных и предметных знаний – «Виртуальное путешествие в мир Эрмитажа может заменить – реальное». С одной стороны подобные уроки способствуют формированию коллективной культуротворческой деятельности класса. С другой стороны формируется коллектив учеников готовых более серьёзно играть в интеллектуальную игру «Дебаты», объединившись в клубе с одноимённым названием. Участники клуба помогают проводить уроки, на которых используется эта технология, что в свою очередь, способствует расширению коллектива клуба за счёт вливания новых игроков. Постепенно играть в клубе становится не достаточно. «Дебатёры» принимают активное участие в городских и региональных чемпионатах «Дебаты». Темы даются на таких чемпионатах политического или социального характера, что способствует расширению кругозора игроков, отрабатываются навыки культуры общения в коллективе и с другими неизвестными очень разными по темпераменту, интеллекту  коллективами. 

Всё более актуальными и востребованными, становятся «Открытая образовательная технология развивающего обучения «Дебаты»» и интеллектуальная игра «Дебаты» в образовательном пространстве. Благодаря, интересным и простым приемам используемым в «Дебатах» появляется возможность не только заинтересовать детей во время учебного процесса, но и создать культуротворческий коллектив, способный к поисково- аналитической деятельности, причем не только внутри, но и вне коллектива.

 

Литературные источники

 

•       Аты-Баты, шли дебаты // Комсомольская правда, 7 июля - 1997

•       Белинская М. Три правила для заядлых спорщиков // Первое сентября, 12 июля – 1997 – 4с.

•       Польдяева О.В. Возможности технологии “Дебаты” // Школьные технологии. № 1 – 2007

ИНТЕРНЕТ ресурсы:

•       Сайт www.ienglish.ru/collaborating/icourses/fgos/ Новая технология уроков ФГОС

•       Сайт www.nsportal.ru>tehnologiya-debaty/ Прокофьева Л.В. Дебаты в современном образовательном процессе

•       Сайт www.festival.1september.ru/ Возможности педагогической технологии «Дебаты», Пылкова Л.В.

•       Сайт http//www.auditorium.ru/books/1616/ Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам


Поделиться:


Назад в раздел