Поиск по сайту

Новый ФГОС и двоечник - понятия несовместимые

Автор: Мушкина Марина Николаевна, учитель немецкого языка ГБОУ гимназии № 166 Центрального района Санкт-Петербурга


В последнее время только и слышно: "новый ФГОС", "по ФГОСу" и так далее. Честно говоря, я не понимала, почему вокруг этих новых ФГОСов такой ажиотаж и шумиха. Что, собственно, в них такого уж нового? Сравнила учебник с наклейкой ФГОС с учебником без наклейки - не поверите: абсолютно одинаковые!!!
Но начала посещать курсы повышения квалификации по теме «Реализация Фе-деральных государственных образовательных стандартов основной школы» в ИМЦ Центрального района, которые ведёт О.Б.Даутова. И знаете, что самое удиви-тельное, я начала потихоньку понимать суть этих новых ФГОСов. Дело в том, что «пе-ред образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспи-тание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь». [1]
Изменился не столько сам изучаемый материал, сколько отношение к тому, кого мы обучаем и как мы обучаем. Если раньше целью урока являлся какой-то фактический материал, который мы должны были вложить в ученика, не озадачиваясь тем, а в со-стоянии ли он освоить такой объём и нужен ли он в таком количестве каждому учени-ку, то теперь целью урока является сам ученик, то есть, его личность к концу урока. Если говорить научно, то ученик из объекта в процессе обучения превратился в субъект обучения. Только вдумайтесь в это! Я вдумалась, и поняла, что не то важно, сколько он выучит за урок правил и напишет правильных предложений, а то важно, что он уйдёт с урока, став чуточку добрее, у него немножко повысится собственная самооценка.
Ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. На уроке не должно воз-никать стрессовой ситуации. Следовательно, не должно быть и двоечников. Если целью урока являются сами дети, сидящие передо мной, я должна ставить задачи таким образом, чтобы появилась реальная возможность как можно ближе подойти к поставленной цели. Тем более, что и цель урока, и задачи урока, то есть пути достижения поставленной цели, и даже способы достижения цели определяет теперь не учитель, а сами дети. Учитель же лишь помогает им в этом. Надо сказать, что постановка цели урока и его задач – это очень важный момент, так как при этом развиваются такие регулятивные УУД, как целеполагание и прогнозирование, которые играют большую роль в практической повседневной жизни человека. Кроме того, при определении цели и задач учащийся часто должен подключать логическое мышление, что, в свою очередь, является важным моментом, так как способствует развитию метапредметных умений, то есть тех качеств, которые необходимы для изучения любого предмета. Так что и саму цель надо формулировать теперь по-другому. И относитсья к тому, что происходит на уроке, надо теперь по-другому, по-новому. Как? «Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями в деятельности учителя, реализующего новый стандарт». [1]Технологии обучения тоже меняются, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. А здоровьесберегающие технологии позволяют активно способствовать сохранению детского здоровья.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Совре-менный урок «должен отражать владение классической структурой урока на фоне ак-тивного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга».[1]
Деятельность ученика на уроке должна носить творческий характер. Даже при вводе нового материала он должен являться не пассивным слушателем, но активным соискателем, добытчиком нового знания либо один, либо, что происходит чаще, в группе единомышленников. Если говорить конкретно об уроке иностранного языка, то это может проявляться в поиске незнакомых слов. Раньше при подаче нового материала в виде текста или презентации для снятия лексических трудностей учитель составлял список незнакомых слов с переводом. Сейчас это прекрасно делают сами ученики, разбитые на группы, уже в процессе самого чтения текста или просмотра презентации. И список новых слов, который они сами подготовили, запоминается ими гораздо быстрее и на более долгий срок. У них повышается самооценка. У них уже не возникает желания отвлекаться и баловаться. Это, в свою очередь, способствует росту мотивации для получения знаний даже по такому трудному предмету, как немецкий язык.
А рост мотивации к получению знаний, как известно, качественно повышает уровень усвоенных знаний. Уровень способности усваивать новые знания у каждого ученика также свой. Поэтому не должно быть единого образца. Важно не то, сколько ученик усвоил знаний во время урока или во время выполнения домашнего задания, а то, сколько труда он вложил, чтобы эти знания усвоить. Это и должно быть объектом оценивания. И новые ФГОСы нам как раз и позволяют сделать это в полной мере. Главное, чтобы у учителя было желание дифференцированно подходить к своим уче-никам, а не мести всех под одну гребёнку. «Воспитание принято считать дифференци-рованным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся, т. е. основные свойства личности, развития учащегося, отдельные способности психическо-го развития: памяти, мышления, познавательности деятельности. Очень важно реализо-вывать воспитывающий, образовательный и развивающий аспекты применительно к личности каждого ученика». [2, 196]
И если в классном журнале регулярно начинает появляться столбик двоек, ви-новаты не учащиеся, а учитель, который не хочет признать того, что его методы уста-рели и надо как-то по-новому попытаться организовать урок. Сделать его более ярким, интересным, чтобы у учащихся появилось желание тоже включиться в работу. Домаш-ние задания в соответствии с новыми ФГОСами тоже должны измениться, стать вариа-тивными. Вот и исчезнут двоечники из наших школ. Но для этого необходимо изме-ниться и учителю. И в первую очередь, осознать необходимость приобретения новых компетенций. Ведь только преодолев ощущение самодостаточности, стереотипы, пси-хологические защиты, страх перед необходимостью освоения нового знания, учитель будет готов к инновационной деятельности по освоению ФГОС второго поколения.

Источники:
1. Любовь Гамаюнова. «Мастер класс "Структура современного урока по ФГОС" URL:http://new.pedsovet.org/publikatsii/pedagogika/master-klass-struktura-sovremennogo-uroka-po-fgos/ (Дата публикации: 13.12.2015)

2. О. Б. Даутова О. Н. Крылова, Г. О. Матина Е. А. Пивчук «Управление введением ФГОС основного общего образования», Санкт-Петербург: Каро, 2013.

3. Камалова Хадижат Асбеговна. «Воспитание духовно-нравственной личности на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности». Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016.

Поделиться:


Назад в раздел