Педагогический менеджмент и конкурентоспособность педагогических кадров

Автор: Архипова Ирина Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе МКОУ СОШ № 4 г. Миньяра Ашинского муниципального района Челябинской области


Понятия менеджмент и конкурентоспособность пришли в образование сравнительно недавно из экономической сферы. Это, прежде всего, связано с изменением парадигмы образования, с изменением типа педагогического мышления. В данной статье в качестве понятия «педагог» подразумевается человек, профессионально осуществляющий преподавательскую, воспитательную, административную деятельность в образовательной организации. Обратимся к понятиям.
Менеджмент педагогический – это комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приёмов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности. Это определение, на мой взгляд, в большей степени можно отнести к управленческому персоналу образовательной организации.
Педагогический менеджмент – это управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе, направленная на достижение целей развития ребёнка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях. Это определение, как нельзя, кстати, относится к каждому педагогу, будь то учитель-предметник, классный руководитель и т.д.
И в первом, и во втором определении фигурирует понятие «управление». Так в чём же заключается управленческая деятельность педагога? Немного истории: отцом-основателем современного управления можно назвать Анри Файоля (1841-1925). Основная идея его научной школы состоит в том, что управление – это универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Файоль А. рассматривает управление как процесс, имеющий место во всех без исключения организациях. Рассмотрим функции управления: планирование, мотивация, организация, контроль в рамках педагогического менеджмента.
Функция планирования служит для определения целей и путей их достижения. В ходе осуществления этой функции принимается решение о том, какими должны быть цели и что должно быть сделано, чтобы их достичь. Эта функция находит отражение в годовом плане работы образовательной организации, программе развития, программе работы классного руководителя и т.п. За качество планирования ответствен весь педагогический коллектив. На каждом лежит ответственность за выполнение принятого плана. Функция планирования позволяет решить некую неопределённость как образовательной организации в целом, так в работе отдельного педагога. Планирование позволяет эффективно реагировать на изменения в образовательной организации и за её пределами.
Организация – это структура системы в системе взаимоотношений, целей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом. Организация обеспечивает упорядочение деятельности, позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание и какие для этого потребуются средства. В педагогической деятельности это те самые мероприятия (педагогические советы, совещания, заседания методических объединений, классные часы, родительские собрания и т.п.), которые направлены на достижение поставленных целей.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей образовательной организации. Важным аспектом функции мотивации является заинтересованность педагогов к достижению личных целей через цели организации. Мотивами к осуществлению педагогической деятельности у педагогов могут выступать: мотив причастности к педагогическому коллективу, мотив успеха, мотив власти, мотив самоутверждения, мотив долга и ответственности перед обществом, высокий социальный статус, мотив саморазвития и т.д.
Функция контроля позволяет нам сопоставить фактически достигнутые результаты с запланированными. Контроль обеспечивает обратную связь между ожиданиями и реальными показателями деятельности. Позволяет ответить на вопросы: чему мы научились? Что в следующий раз  делать иначе? В чём причина отклонений от намеченного? Какие выводы следует сделать  для выработки новых идей? Следует выделять предварительный, текущий и заключительный контроль. Функция контроля не является конечным результатом всего процесса управления. Информация, полученная в ходе контроля, необходимо использовать на этапе планирования, организации и мотивации.
Педагог, обладающий способностью грамотно осуществлять управленческий процесс (класса, образовательной организацией и т.п.) это конкурентоспособный педагог. Кроме этого критериями конкурентоспособного педагога являются:
- личностные качества (целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, коммуникабельность  и др.);
- устойчивая мотивация к деятельности;
- владение современными образовательными технологиями;
- положительный профессиональный имидж;
- непрерывное повышение квалификации;
- готовность к переменам.
Выше перечисленные критерии конкурентоспособного педагога должны обеспечить качество образования, т.е. степень соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Данная тема актуальная в современном образовании в связи с введением профессионального стандарта «Педагог». В постоянно меняющемся мире выдвигаются новые требования к квалификации педагога. Задача современной школы – не только приобщение к знаниям, культуре, но и воспитание гражданина, будущего профессионала. Наиболее актуальной становится тема  внутришкольной системы повышения квалификации педагогов. Но это тема уже другой статьи.
Литература
1.    Педагогический словарь.  М.: Академия. Г. М. Коджаспирова,
    А. Ю. Коджаспиров. 2005.
2.    Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный
    экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.


Педагогический менеджмент и конкурентоспособность педагогических кадров

Назад в раздел


© НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга