Поиск по сайту

Несколько секретных способов заставить учеников учиться


Авторcтво: Капаева Валерия Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №110 Санкт-Петербурга


       Нервная улыбка, бессонница, отсутствие аппетита, робкие взгляды, дрожащий голос – нет, всё это – не симптомы влюблённости, а знакомые всем молодым учителям муки подготовки к первым в жизни урокам. Всё это я отчётливо вижу, вспоминая свои ощущения в сентябре прошлого года, когда я только пришла в школу в статусе учителя русского языка и литературы. Вот я целый вечер накануне готовила для каждого класса раздаточный материал, вырезала наклейки, искала интересные примеры для работы в тетради, а сегодня пришла, воодушевлённая, в школу и увидела… абсолютно равнодушные глаза пятиклассников. Все мои изобретения, которые до этой секунды казались гениальными, мгновенно превратились в ничто после слов «А может, просто посидим в телефонах?». Помню, тогда мне было жутко обидно, но спустя недолгое время я поняла: в головах многих учеников живёт стигма о том, что учиться не интересно, и всё, что предлагает учитель на уроке – лишь уловки, призванные заставить их отвлечься от более важных дел: бесед с друзьями, собственных размышлений и, наконец, телефонов. Ну что ж, уловка уловке рознь, и если избитая фраза «В школу вы приходите учиться» уже не работает, пора прибегнуть к новым средствам.
      В своей статье я предлагаю вам несколько способов привлечь детей к учебному процессу и минимизировать те трудности, которые порой заставляют их опустить руки на пути к новым знаниям.
Начиная разговор о русском языке, нельзя не упомянуть святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Именно они составили первую славянскую азбуку и перевели богослужебные книги на славянский язык. Тем самым были заложены основы славянской письменности и культуры, без которых мы сегодня не мыслим современного мира и просвещения. Как известно, у славян не было письменности. Но даже не сам факт отсутствия букв представлял главную проблему. У них не было отвлеченных понятий и богатства терминологии, которое обычно складывается в «книжной культуре».
Всё изменил 862 год. Моравский князь Ростислав послал письмо византийскому императору с просьбой прислать проповедников, способных на славянском языке наставить его подданных в христианстве. Миссия была возложена на философа Константина (известного нам, как Кирилл) и его брата Мефодия. Объём переводов, осуществленных святыми братьями и их учениками, был весьма значителен — ко времени крещения Руси уже существовала целая библиотека славянских книг…
     Устная речь ограничена во времени и пространстве. Произнесённое можно услышать только в момент речи. Разговаривать можно только на небольшом расстоянии.
Письмо преодолевает эти ограничения. Мы можем прочесть то, что писалось вчера или тысячу лет тому назад. Мы читаем книги, написанные в разных странах мира, получаем письма из разных уголков Земли. Именно поэтому ценность алфавита, созданного Кириллом и Мефодием, невозможно переоценить.
      Письменность – одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Цивилизация возникает именно с появлением письма. Без него были бы невозможны те достижения науки, техники, культуры, которые мы привыкли наблюдать в своей повседневной жизни.
      Создание алфавита позволило нашему языку крепнуть, развиваться, становиться сильнее и красивее. Сегодня русский язык входит в десятку самых распространённых языков мира. Его прославили великие поэты и писатели, разнесли славу о нём по всему свету. Один из них – Алексей Николаевич Толстой – в своих заметках писал:
«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гиб¬кое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мыс¬ли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».
      Другой замечательный писатель – Иван Сергеевич Тургенев – завещал нам хранить и оберегать наш родной язык: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» - писал он.
Сохранить родной язык во всём его богатстве, передать потомкам его удивительные возможности – трудная, но очень важная задача для всей нации и отечества. И здесь необыкновенно велика роль учителя русского языка и литературы. Наша особая миссия – помочь ученику познать ценность русского языка, освоить все возможности слова, «заразить» интересом к языку и, наконец, привить к нему истинную любовь и уважение.
      К сожалению, в любви к русскому языку пока готовы признаться не все ученики. Почему? В поисках ответа на этот вопрос я обратилась непосредственно к пятиклассникам, изучающим русский язык и литературу. Из 76 опрошенных мною ребят
   • 62 человека (81 процент) любят предмет и изучают его с интересом и удовольствием;
   • 8 человек (11 процентов) равнодушны к русскому языку;
   • 6 человек (8 процентов) не любят предмет русского языка в школе.
На этом мои наблюдения не закончились – я попыталась выяснить, что не нравится в предмете детям, которые не испытывают тёплых чувств к родному языку. Ответы были следующими:
   • один человек заявил, что изучение русского языка кажется ему пустой тратой времени, изучаемые правила в жизни ему не пригодятся;
   • два человека не ответили на вопрос прямо – лишь признались, что русский язык не вызывает у них таких ярких впечатлений, как другие предметы;
   • четыре человека сетовали на то, что на русском языке приходится много писать;
   • большинство – семь человек – признались, что русский язык кажется им очень трудным предметом.
С определёнными трудностями в освоении языка рано или поздно сталкиваются все учащиеся. К сожалению, нужно признать, что на фоне этих неудач некоторые из них опускают руки, теряют вкус к изучению русского языка. Задача учителя – помочь ребёнку справиться с трудностями, поддержать и помочь уверенно двигаться дальше.
      Для себя я выделила несколько маркеров, помогающих вовремя распознать пробелы в знаниях учеников. Первый – орфоэпические, и, в частности, акцентологические ошибки. Орфоэпические ошибки всегда мешают  воспринимать содержание речи; внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается.
      Следующий маркер – грамматические ошибки. К неудовольствию учеников, русский язык отличается огромным разнообразием средств выражения грамматических значений. При этом варианты могут различаться оттенками значений, стилистической окраской, сферой употребления, соответствовать норме литературного языка или нарушать ее. Умелое использование вариантов позволяет точнее выразить мысль, разнообразить речь, свидетельствует о речевой культуре говорящего.
      Предлагаю вам рассмотреть несколько интересных случаев, с которыми мне пришлось столкнуться в этом году. В каждом из них ошибка приводила к поиску новых решений, помогающих освоить определённые знания, необходимые для определения трудностей.
      Первая история связана с произведением Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Слушая пересказы детей, я обратила внимание на то, что большинство из них называют главную героиню рассказа не иначе как «бары´ня». Несмотря на множество исправлений, ошибка навязчиво повторялась. Как же так? Ведь постановка ударения в этом слове, так же, как и в слове «барин», очевидна. Но оказалось, что пятиклассников нисколько не смущает и слово «бари´н».
      В принципе, корень проблемы очевиден – дети мало читают, а вместе с тем, как мы выяснили, ничего не знают о крепостном праве и сословном строе на Руси. Отсюда же и вечная детская путаница значений слов «крестьянин» и «христианин», и подмена многих других понятий. Слова «барыня», «крестьянин» им просто ни о чём не говорят.
Решить проблему помогает установление и укрепление межпредметных связей. Литература и история неразрывно связаны между собой, поэтому рассматривать произведения в отрыве от исторического контекста практически невозможно. К сожалению, крепостное право на Руси в курсе истории изучается лишь в девятом классе, но поднимать эту тему на уроках литературы в пятом классе просто необходимо.
      На следующую проблему мне вновь указала акцентологическая ошибка, в этот раз в названии произведения Ивана Алексеевича Бунина. «Ко´сцы» - так читали его дети. Далее от них последовал комментарий: «Какое же непонятное стихотворение, что к чему, да и зачем оно нам надо…».
      При чтении стихотворения «Косцы» дети допускают множество ошибок, в первую очередь из-за незнания значений слов. Они с трудом подступаются к тексту, потому что он кажется им слишком замысловатым и совершенно неактуальным.
      В этот раз решить проблему помогли словарная работа и дискуссии с целью актуализации темы. Проблематику произведения удалось расшифровать, привлекая детей к разностороннему обсуждению. С большой увлечённостью они обсуждали вопросы социального неравенства, прав и свобод человека, ценности труда. Потом нам с лёгкостью удалось связать всё это с темой крепостного права. Такой подход помог детям взглянуть на проблематику произведения с нового ракурса, сделал его более понятным и актуальным.
      Грамматические ошибки в работах пятиклассников – совсем не редкость. На примере одной из них предложу свои методы борьбы за красоту и грамотность языка.
«Кай может замерзти!» - именно так выразил своё беспокойство о судьбе героя сказки «Снежная королева» ученик пятого класса. Вроде бы, правильная форма слова привычна и очевидна, и всё же возникают ошибки. Ребёнок использовал неподходящий способ словообразования.
      Во избежание подобных ошибок мы постоянно практикуемся в словообразовательных разборах и с ноября ведём словарик морфем — небольшой справочник, в который выписываем части слов и их значения с примерами. Этот словарик также помогает детям правильно выполнять морфемные разборы.
      Кроме того, словообразовательный разбор оказался полезен в определении значений непонятных слов. Он же помог нам разобраться с «Косцами». Проведя разбор этого слова и нескольких похожих, мы выяснили, что одно из значений суффикса [ц] у существительных – «человек, выполняющий определённое действие». Таким образом удалось установить, что косцы – «те, кто косит», срезает косой траву или хлебные злаки.
Кое-что детям приходится объяснять и нашему частому гостю на уроках – инопланетянину Гоше. Гоша – персонаж, которого я ввела в свои занятия для того, чтобы дети учились проговаривать усвоенную на уроках информацию. Оказалось, что с ним полезно играть в игру «Что это?». Объясняя Гоше, как устроен наш мир, дети дают понятия всевозможным предметам и явлениям – от тетрадки и парты до абстрактных слов «дружба», «справедливость» и так далее. Это помогает ученикам развивать навык описания предметов. Такой приём позволил нам наконец уйти от пресловутых понятий «плохой» и «хороший» в характеристиках литературных героев.
      Итак, какими «уловками» я пользуюсь на уроках русского языка и литературы, чтобы удержать внимание учеников на предмете обсуждения, заинтересовать их в получении новых знаний? Во-первых, ввод в урок необычных персонажей, во-вторых, «перевод» устаревших тем, проблем на язык современности, доступный детям. В-третьих, превратить учёбу в школе в интересный многосерийный фильм помогает создание и укрепление связей русского языка и особенно литературы из другими школьными предметами: так, в каждой серии (на каждом новом уроке) ученики узнают продолжение уже знакомых сюжетов, учатся сопоставлять сведения и неизбежно расширяют кругозор.
      Чтобы руки учеников на следующем уроке не тянулись к гаджетам, я предлагаю вам создать своего персонажа-почемучку и вместе с детьми составить его портрет, ответив на вопросы:
 • Кто он?
 • Чем он увлекается?
 • Что общего у учеников с персонажем?
 • Зачем он хочет знать всё то, что должны объяснить ему дети?
       В борьбе за абсолютную ценность нашего времени – знания (так обозначил это понятие знаменитый писатель Максим Горький), к сожалению, нет универсальных средств. В своей статье я описала несколько приёмов, которые помогают моим ученикам преодолевать трудности, облегчить тернистый путь к знаниям, не опускать руки и не терять интереса к учёбе. Благодарю вас за внимание и желаю всем дальнейших успехов!
       В свою очередь я предлагаю Вам задание: составить ТОП-5 ошибок ваших учеников, которые позабавили вас в этом учебном году и заставили поломать голову в поисках нестандартных решений. Благодарю, коллеги, Вас за внимание и желаю всем дальнейших успехов!

Поделиться: