Создание региональной модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Автор: Соловьева Татьяна Григорьевна, заведующая государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 202 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Выборгского района Санкт-Петербурга


Статья подготовлена по итогам реализации программы опытно-экспериментальной работы Государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 202 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Выборгского района Санкт-Петербурга.

В статье представлен опыт сетевого взаимодействия в системе дошкольного образования Санкт-Петербурга по созданию модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Один из акцентов в статье сделан на организации опытно-экспериментальной работы по созданию безбарьерной среды в дошкольном учреждении в условиях подготовки к введению федеральных образовательных стандартов дошкольного образования.

Проблема, освещаемая в статье, представляет актуальность для практиков системы дошкольного образования в условиях модернизации систем дошкольного образования.

Особенно значимым для практической работы специалистов, реализующих программы инклюзивного образования в детском саду, представляет образовательная программа, коррекция которой осуществляется с учетом полученных данных в результате опытно-экспериментальной работы и перспектив введения федеральных образовательных стандартов дошкольного образования.

На современном этапе развития образовательных систем особое значение приобретает проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

             Национальная  образовательная инициатива «Наша новая школа» определила задачу создания безбарьерной среды для всех детей независимо от их возможностей и способностей. Одним из подходов к решению этой задачи стала реализация мероприятий, направленных на создание доступного образовательного пространства путем установки специализированных приспособлений (пандусов, подъемников, поручней и т.д.). Но создание безбарьерной среды не может ограничиваться только этими, безусловно очень важными, мероприятиями. Мы рассматриваем создание безбарьерной среды для ребенка в нашем детском саду как отсутствие любых барьеров  в общении, в обеспечении доступа ко всем образовательным ресурсам.

            Следует отметить, что особую роль в работе дошкольного учреждения,  в котором воспитываются дети  с ограниченными возможностями здоровья,  сегодня играют принципы,  цели и ценности новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. 

            Среди принципов, определенных федеральными  государственными  образовательными  стандартами  дошкольного образования приоритетными для создания безбарьерной среды в детском саду являются следующие:

● поддержка разнообразия детства;

● сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

● полноценное  проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащения) детского развития;

● создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

● содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

Приоритетными целями в работе детского сада  в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стали следующие:

● обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

● обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

В рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования определены задачи, поставленные перед дошкольным образовательным учреждением в котором воспитываются дети  с ограниченными возможностями здоровья:

● охрана и укрепление  физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

● сохранение  и поддержка  индивидуальности ребёнка, развитие  индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

● формирование  общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм,  возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

● определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

            С целью пилотной апробации модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения в рамках опытно-экспериментальной  работы  были определены  следующие  основные аспекты:

- описание модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения,

- создание условий для практической реализации  модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения,

- подготовка пакета документов, описывающих условия и результаты деятельности в рамках  модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения,

- трансляция опыта реализации модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Для организации сетевого эксперимента были  выбраны дошкольные образовательные учреждения, прежде всего,  Выборгского района. Данный организационный принцип позволил  на территории одного административного района, в рамках деятельности единого Учредителя спроектировать механизм межведомственного сопровождения ребёнка с ОВЗ, позволяющий провести оценку образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ. В сетевом эксперименте принимали  участие 5 дошкольных образовательных учреждений, из них четыре ГДОУ Выборгского района, имеющие в своём составе группы общеразвивающей, оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности:

государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга;

государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 136 с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников Выборгского района Санкт-Петербурга

государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга;

государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 202 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Выборгского района Санкт-Петербурга.  

Пятым участником сетевого эксперимента является государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №41 с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников Центрального района Санкт-Петербурга «Центр интегративного воспитания», работающий в режиме ресурсного центра городского уровня. Данное учреждение осуществляет разработку, управление экспериментальной деятельностью и координацию взаимодействия участников эксперимента, методическую и практическую помощь им.

        Целью опытно-экспериментальной работы являлась  разработка  и внедрение  модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе теоретического  анализа проблемы организации совместного образования детей ЗД и детей с ОВЗ, анализа практического опыта дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга детей с ОВЗ в группах различной направленности государственных дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, 

        Задачами  опытно-экспериментальной работы по созданию модели сопровождения стали следующие:

1.     Изучить и оценить готовность дошкольных образовательных учреждений (степень сформированности инклюзивной культуры) - участников опытно- экспериментальной работы к  совместной деятельности в условиях модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2.     Разработать и внедрить в практику рекомендации по организации медико- психолого-педагогического сопровождения детей в группах совместного образования для каждого учреждения.

3.     Изучить особенности медико-психолого-педагогического сопровождения разных категорий детей с ОВЗ в группах совместного образования.

4.     Выявить положительные и отрицательные факторы, влияющие на результативность деятельности групп совместного образования.

5.     Разработать рекомендации по организации региональной модели медико- психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях совместного образования, учитывающие следующие аспекты:

·         нормативно-правовое обеспечение организации совместного образования.

·         создание межведомственного взаимодействия (образование, здравоохранения и социальной защиты) на уровне района.

·         использование норматива подушевого финансирования при формировании

·         штатного расписания для организации сопровождения детей с ОВЗ в разных видах групп

·         формирование алгоритма включения детей с ОВЗ в группы разной направленности.

         Ожидаемые результаты опытно-экспериментальной работы:

-           разработанные рекомендации по нормативно-правовому обеспечению организации совместного образования в дошкольных учреждениях ;

-        разработанный и внедренный в практику механизм межведомственного взаимодействия образования, здравоохранения и социальной защиты на уровне района;

-            разработанные рекомендации по изменению методики определения штатной численности образовательных учреждений для обеспечения реализации основной общеобразовательной и дополнительных программ дошкольного образования, а также полноценного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в разных видах групп;

-         разработанный и внедренный в практику алгоритм включения детей с ОВЗ в группы разной направленности;

-         разработанный и внедренный в практику пакет диагностик для оценки эффективности деятельности групп совместного образования;

-        разработанные и внедренные в практику программы курсов повышения квалификации по проблеме совместного обучения и воспитания дошкольников;

-        разработанная региональная модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях совместного образования;

-                     методические рекомендации по медико-психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в группах различной направленности в государственных дошкольных образовательных учреждениях.

При реализации ОЭР  использовались  различные методы: анализ нормативно-правовой, законодательной, научно-теоретической и методической литературы; изучение и обобщения опыта работы; диагностика, экспертиза и оценка различных аспектов деятельности учреждений и результатов внедрения рекомендаций. Использование системы открытого взаимодействия участников ОЭР, предоставление результатов на общественное обсуждение в рамках проведения круглых столов, совещаний и конференций, наличие внешней экспертизы - все это обеспечит достоверность и объективность оценки результатов ОЭР.

Главным итогом   реализации опытно-экспериментальной работы является  создание модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения, которая позволяет обеспечить инклюзивное образование.

            Данная модель нашла свое отражение в образовательной программе детского сада, разработанной в соответствии с требования проекта стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)

Напомним, что в соответствии с проектом  ФГОС ДО  основная образовательная программа дошкольного образования проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей,

администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.

            Для родителей (законных представителей) воспитанников образовательная программа дает возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных  «заказчиков» деятельности ДОУ.

Одним из приоритетных направлений  ДОУ является создание условий для совершенствования психофизического развития каждого ребенка в системе воспитательных, оздоровительных и профилактических мероприятий.

В решении данной задачи принимают участие весь коллектив детского сада. Деятельность воспитателей, освобожденных специалистов и медицинских работников взаимосвязана и скоординирована.

В ДОУ проводится ежегодная  работа по адаптации детей к условиям детского сада.

Воспитатели обеспечивают интеллектуальное и художественное развитие воспитанников, широкий спектр и высокий уровень компетентности детей в различных сферах познания.

В ДОУ осуществляется целенаправленная работа с детьми, имеющими  нарушения: функционируют 18 групп компенсирующей направленности для детей с ОНР, ФФНР,ЗПР. созданы необходимые условия для коррекционной работы с детьми. Взаимодействие и скоординированность в работе воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога медицинского персонала, позволяет успешно решать  воспитательно-образовательные и коррекционные задачи.

С целью создания оптимальных условий для коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи (ФФНР ОНР), их интеллектуального развития в ДОУ работаетлогопедический пункт. Опыт функционирования логопедического пункта, как организации коррекционно-речевой помощи детям, позволяет убедительно говорить о том, что данная форма работы зарекомендовала себя как успешная.

Коллектив ДОУ большое внимание уделяет организации совместной деятельности педагога с детьми по художественно-эстетическому и физкультурно-оздоровительному направлениям. Основной целью данных видов деятельности является содействие всестороннему развитию личности дошкольника. Работа осуществляется на основе составленных рабочих программ совместной деятельности педагога с детьми.

В ДОУ разработана система работы с родителями, которая основывается на реализации главного принципа в работе с семьёй – вовлечение семьи в жизнь детского сада. Строится эта работа на основе:

• изучения семьи, выявления интересов и потребностей семьи;

• использования индивидуально-дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников;

• организации различных новых форм работы с родителями (пропаганда опыта семейного воспитания, семейные  клубы и т.д.);

• стремления к удовлетворению запросов родителей в образовательных услугах;

• привлечения родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе;

• проведения социальных опросов и анкетирования.

Для обеспечения государственных и социальных гарантий воспитанников в ДОУ разработана система мероприятий по социальной защите ребенка, работа с трудными неблагополучными семьями, семьями, поставленными на учет.

В основу работы учреждения заложены задачи, определенные Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей  -  как физического, так и психологического.

ГБДОУ детский сад №202 обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей, а так же квалифицированную коррекцию речевого, интеллектуального развитию. Предметом деятельности ГБДОУ детский сад №202   является реализация  основной общеобразовательной программы  дошкольного образования.

ГБДОУ детский сад №202  осуществляет деятельность, определенную Уставомгосударственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 202  компенсирующего  вида в целях:

·         Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

·         Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

·         Воспитание с учетом возрастных категорий гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

·         Осуществления необходимой коррекции недостатков в физическом и  психическом развитии детей;

·         Взаимодействия с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

·         Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основываясь на принципах гуманистической педагогики  и руководствуясь положениями Программы воспитания и обучения в детском садупод ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, главной целью ДОУ является всестороннее и гармоничное развитие личности дошкольника в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование основ базовой культуры личности, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Руководствуясь вышеуказанным, ДОУ решает следующие задачи: 

·         Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения воспитанников в образовательных учреждениях;

·         Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития;

·         Создание условий, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям;

·         Использование традиционных, инновационных технологий, направленных на обновление учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей детей, детского творчества и на интеллектуальное развитие;

·         Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий детей;

·         Повышение профессионального мастерства педагогов;

·         Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

·         Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

 

Основными принципами построения образовательной программы

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 202 компенсирующего вида стали следующие:

      - принцип развивающего образования

      - принцип научной обоснованности образовательного процесса

      - принцип практической применимости педагогических подходов

      - принцип полноты, необходимости и достаточности содержания

      - принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста

      - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями

      - принцип комплексно-тематического планирования образовательного процесса

      -  принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей в непосредственно образовательной деятельности и в проведении режимных моментов

       - принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками

В соответствии с проектом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования основная часть образовательной программы  направлена на: :

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

Решение задач развития детей в четырёх образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития –  направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:

– двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;

– игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);

– коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

– познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

– восприятия художественной литературы и фольклора;

– элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);

– конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);

– изобразительной (рисования, лепки, аппликации);

– музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).

Содержание образовательной работы  обеспечивает  развитие первичных представлений:

– о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);

– о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.

            Часть образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, включает в себя ряд подпрограмм, направленных на осуществление коррекционно-развивающей работы в учреждении.

Реализация данных подпрограмм происходит следующим образом:

1.                      В ранних и дошкольных группах младшего и среднего возраста реализуется «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой

2.                      В группах компенсирующей направленности реализуется «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7)» Н.В. Нищевой и «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Все программы и технологии, используемые в ДОУ:

·         направлены на развитие творческой личности ребенка

·         оправдывают желание родителей видеть детей физически крепкими и здоровыми

·         предлагают детям способы действия как инструмент познания окружающего мира

Педагогический процесс осуществляется по комплексным программам с учетом обновления содержания дошкольного образования и направлен на гуманизацию процесса обучения.

Образовательная программа ГБДОУ реализуется в организованных и самостоятельных формах обучения. Систематическое обучение осуществляется на занятиях:

Содержанием занятий являются:

·         Физическое воспитание и развитие; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

·         Ознакомление с природой, предметным окружением, явлениями общественной жизни, формирование элементарных экологических представлений;

·         Развитие речи и форм речевого общения;

·         Воспитание звуковой культуры речи, формирование словаря, грамматического строя речи, подготовка к обучению грамоте;

·         Ознакомление  с художественной литературой;

·         Сенсорное развитие;

·         Развитие элементарных математических представлений, формирование элементов логического мышления, ознакомление с пространственными отношениями;

·         Ознакомление с ценностями мировой и отечественной музыкальной культуры, овладение элементами вокальной, ритмической и театральной деятельности;

·         Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества, приобщение к изобразительному искусству;

·         Детское конструирование;

·         Нравственное воспитание;

·         Трудовое воспитание;

·         Коррекция нарушений речевого развития детей  дошкольного возраста.

 

Основные программные направления развития ребенка.

1.Физическое развитие.

·         Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения;

·         Внедрение в программу работы здоровьесберегающих технологий;

·         Совершенствование двигательных навыков, всех функций детского организма;

·         Воспитание потребности в физическом самосовершенствовании;

·         Воспитание потребности в движении на основе «мышечной радости»;

·         Формирование представлений о своем теле;

·         Формирование умения адекватно реагировать на изменения окружающей среды, оберегать здоровье, избегать опасности;

·         Использование разнообразных средств повышения двигательной активности детей на занятиях по физической культуре и в самостоятельной деятельности;

·         Формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях;

·         Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

·         Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).

2.Социально-личностное развитие.

·         Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

·         Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

·         Формирование навыков культуры общения;

·         Ознакомление с культурными ценностями родного края и России;

·         Формирование интереса к ознакомлению с родным городом, его географией, историей и культурой;

·         Формирование качеств социальной зрелости личности ребенка, то есть усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций;

·         Развитие игровой деятельности детей;

·         Развитие трудовой деятельности;

·         Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

·         Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

·         Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

 

3.Познавательно-речевое развитие.

·         Формирование умения получать необходимую информацию;

·         Формирование умения обобщать способы и средства своей деятельности;

·         Развитие устойчивого интереса к познанию окружающего мира;

·         Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

·         Формирование начала экологической культуры, осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы;

·         Знакомство детей с особенностями труда в природе;

·         Формирование культуры быта;

·         Формирование представлений о связях между явлениями и предметами;

·         Способствование овладению ребенком элементарными сведениями истории, географии и культуры Родины;

·         Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

·         Практическое овладение воспитанниками нормами речи, развитие литературной речи;

·         Обеспечение работы по подготовке к письму, обучению грамоте и речи как общекультурным средствам общения;

·         Формирование элементарных математических представлений;

·         Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

·         Развитие конструктивного мышления через конструирование из строительного материала, различных видов конструкторов, конструирование из бумаги и природного материала.

 

4.Художественно-эстетическое развитие.

·         Формирование эстетического отношения к миру и способствование художественному развитию ребенка средствами искусства;

·         Приобщение детей к высокохудожественной литературе;

·         Развитие художественных способностей ребенка (музыкальных, литературных, изобразительных);

·         Развитие детского творчества в различных видах детской деятельности;

·         Формирование умений интегрировать различные художественные виды деятельности;

·         Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

·         Приобщение к изобразительному искусству;

·         Развитие музыкально-художественной деятельности;

·         Приобщение к музыкальному искусству.

 

5. Коррекционно-развивающее   сопровождение (социально-педагогическое направление).

·         Выявление, своевременное предупреждение  и преодоление  недостатков в речевом  и интеллектуальном развитии дошкольников;

·         Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей; дошкольного возраста с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием, ОНР;

·         Осуществление необходимой коррекции отклонений в нервно-психическом развитии.

·         Предупреждение нарушений устной речи;

·         Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

·         Воспитание стремления детей преодолевать недостатки речи, сохранять эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.

К основным направлениям деятельности в рамках модели психолого- педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения относятся:

•                 психосоциальная диагностика - проведение исследований социально психологического климата образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а так же выявление причин нарушений в обучении, раз­витии, социальной адаптации; выявление потенциальной и реальной групп социального риска;

•                 коррекционная работа - совместная деятельность воспитателя, психолога, логопеда, дефектолога, медицинского работника по разработке коррекционных программ обучения и воспитания; организация и проведение социально- психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди учащих­ся, родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса;

•                 психалого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта;

•                     социально-педагогическое и психологическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого- педагогическим и социально-медицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации;

•                     исследование социума образовательного учреждения и микрорайона с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;

•                     социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в детской среде в условиях образовательного процесса, предупреждение явлений дезадаптации воспитанников, разработка рекомен­даций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни;

•                     организационно-методическая деятельность — проведение организационно- методической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения, разра­ботка рекомендаций по его совершенствованию); участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации; участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья; организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению;

Модель реализуема, т.к. не требует дополнительных финансовых затрат и предполагает эффективное использование имеющихся ресурсов.

Социально-экономический эффект от успешности детей при этом очевиден. Предусмотренные мониторинга на разных этапах реализации модели позволяют всем заинтересованным сторонам оценить результаты ее реализации.

При поступлении в наш детский сад в начале учебного года детей с I группой здоровья нет. Поступают все дети имеющие сочетанные дефекты.

Следует отметить, что за последние  годы благодаря выстраиванию механизма взаимодействия специалистов удалось добиться следующих результатов в части увеличения количества воспитанников с 1 группой здоровья.

 

год

2009

2010

2011

2012

2013

На апрель месяц

подготовите­льная группа с I группой здоровья

4,60%

4,80%

6,00%

5,70%

7,20%

 

Количество желающих попасть в наш детский сад с каждым годом стремительно увеличивается. Родители становятся на очередь в детский сад с момента рождения ребенка.


Создание региональной  модели  психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Назад в раздел


© НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга