Поиск по сайту

Готовимся к государственной итоговой аттестации

Автор: Мельникова В.А.


Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат создана для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Заболевания воспитанников различны: от плоскостопия, нарушения осанки, сколиоза, до ДЦП, гипотрофии мышц. Также у нас обучаются ребята с неврологическими и психиатрическими диагнозами.

В одном образовательном учреждении реализуются программы школ VI,VII и VIII видов и, как в обычной школе, проводятся итоговые аттестации за курсы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Обучение детей с проблемами здоровья, но с сохранным интеллектом (школа VI вида) имеет существенные особенности. Учащиеся, нуждающиеся в лечении в стационаре, или в оперативном вмешательстве, могут значительный период учебного времени находиться вне учебного процесса, вследствие чего образуются пробелы в знаниях, остается неусвоенным материал. Возникает необходимость в восполнении пробелов, особенно при подготовке к итоговой аттестации. Это возможно только при тщательной диагностике уровня знаний каждого ученика. При численности 5-10 человек в классе это вполне реально.

Во множестве изданий для подготовки к ГИА представлены варианты традиционных и тестовых работ, содержащих материалы для контроля уровня усвоения знаний по основным блокам содержания образования 5-9 классов, относящиеся к арифметико-алгебраическим линиям. В совокупности они охватывают весь круг вопросов, подлежащих контролю в рамках государственной итоговой аттестации:

--«Числа»;

--«Алгебраические выражения»;

--«Преобразования алгебраических выражений»;

--«Уравнения, системы уравнений»;

--«Неравенства, системы неравенств»;

--«Последовательности и прогрессии»;

--«Функции и графики».

В условиях обучения детей в нашей школе, при подготовке к экзамену по математике, возникает необходимость применения несколько нестандартного подхода. Необходимо выявить и восполнить пробелы в знаниях, накопившиеся за период обучения в связи с попусками по болезни. Исходный момент – общая установка, которой должны проникнуться все участники учебного процесса, в особенности учитель: все его ученики способны полностью усвоить необходимый материал, его задача – правильно организовать учебный процесс.

В рамках применения технологии программированного обучения, когда каждый ученик способен усвоить необходимые знания и умения, только время усвоения для каждого ученика может бы различным, производится фиксация не только параметров условий обучения, но в обязательном порядке фиксируются результаты обучения. Для этого необходимы контрольные материалы и не в общем виде, содержащие задания по нескольким разделам, а конкретно направленные на выявление уровня усвоения определенной темы, раздела. Тестовые тематические работы при подготовке к экзамену дадут возможность учителю диагностировать каждого ученика по каждой теме, а также способствуют выработке у учащихся навыка выполнения тестовых работ.

На уроках итогового повторения наиболее продуктивно осуществлять индивидуальный подход, с составлением индивидуальных заданий для каждого ученика. Тематические контрольные тесты составлены на базовом уровне, по результатам выполнения можно прогнозировать результаты итоговой аттестации, а главное, во время индивидуальных занятий скорректировать недостатки усвоения материала по конкретной теме. Кроме итоговой контрольной работы (тест, время выполнения – 2 часа) предполагается выполнение репетиционного экзамена по математике на материале типовых вариантов экзаменационных работ.

Примерное планирование итогового повторения курса алгебры 7-9 классов составлено в соответствии с содержанием образовательной программы Государственного стандарта среднего(полного)общего образования по математике. ( «Программа общеобразовательных учреждений» авторы программы: Ю.М.Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. М., «Просвещение», 2006.

(С учетом изменений требований к стандарту образования в «Примерной программе по учебным предметам. Математика 5-9 классы» из серии «Стандарты нового поколения», руководители проекта: вице-президент РАО А.А. Кузнецов, академик-секретарь М.В.Рыжаков, член-корреспондент А.М.Кондаков.).

Литература, используемая при составлении тематических тестов и итоговой контрольной работы:

--Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А., Колесникова Т.В., Рослова Л.О.,

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме.Математика.20011, «Интеллект-Центр», 2011.

--Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А., Колесникова Т.В., Рослова Л.О.,

Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме).9 класс. Алгебра. Тем. тренировочные задания, М, «Эксмо», 2009.

-- Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А., Колесникова Т.В., Рослова Л.О.,

Государственная итоговая аттестация. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в

9 классе.,М., «Просвещение», 2009.

-- Лаппо Л.Д., Попов М.А.,

Математика. Государственная итоговая аттестация.9 класс. Сборник заданий.,М., «Экзамен»,2008,

--ЛысенкоФ.Ф.и творческий коллектив,

Алгебра. 9 класс. Итоговая Аттестация.,Ростов на Дону, «Легион»,2007.

Примерное тематическое планирование итогового повторения курса алгебры 7-9-х классов.

при 3 уроках в неделю

Тема

Кол-во

часов

Содержание

Контроль

1.

Числа и вычисления.

3

Множества натуральных , целых, рациональных. иррациональных чисел, формы записи числа, переход от одной формы к другой.

Соответствие числа и точки на координатной прямой.

Сравнение чисел. Упорядочивание чисел, обыкновенных и десятичных дробей, рациональных и иррациональных чисел, оценка квадратных корней рациональными числами.

Стандартный вид числа, выполнение действий с числами, записанными в стандартном виде.

Процент. Выражение доли величины в процентах и проценты в долях; практическое применение в решении задач.

Прямая и обратная пропорциональная зависимость, основное свойство пропорции, практическое применение в решении задач.

Округление величин, приближенное значение, оценка приближения.

Свойства действий над числами в т.ч.в буквенной записи.

1.Тест./старт./

Решение задач.

2. Решение задач.

3. Решение задач.

Тест.

2.

Алгебраические выражения

3

Выражение. Значение выражения при указанных значениях переменных.

Преобразование выражения /формулы/, правила преобразования выражений. Выражение из формулы одной величины через другую.

Область определения целого, дробного выражения, выражения, содержащего переменные под знаком корня.

Составление выражения по условиям описанным в задаче, по заданным рисункам, чертежам.

1.Тест./старт./

2.Решение задач.

3. Решение задач.

Тест.

3.

Преобразования алгебраических выражений.

4

Преобразование выражений, содержащих степени с натуральными и целыми показателями.

Разложение многочленов на множители вынесением общего множителя за скобки, применением формул сокращенного умножения, применением правила разложения на множители квадратного трехчлена.

Сокращение дробей, сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей, преобразование дробных выражений.

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

1.Тест /по формулам/

Решение задач.

2. Решение задач.

3. Решение задач.

4. Решение задач.

4.

Уравнения,

системы уравнений.

4

Уравнения с одной переменной. Алгоритмы решения основных видов уравнений с одной переменной. Уравнения, сводящиеся к линейным путем преобразований.

Квадратные уравнения, полные и неполные. Приведенное квадратное уравнение. Уравнения, сводящиеся к квадратным.

Дробно-рациональные уравнения.

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными.

Системы двух уравнений, одно из которых второй степени.

Составление системы двух уравнений с двумя переменными по условию задачи.

1. Тест /старт./

2. Решение задач.

3.Решение задач.

Тест.

4. Решение задач.

Коррекция.

5.

Неравенства,

системы неравенств.

4

Неравенства. Строгие и нестрогие. Двойные неравенства. Свойства числовых неравенств.

Неравенства с одной переменной.

Системы линейных неравенств с одной переменной.

Квадратное неравенство. Графический подход к решению.

1.Тест /старт./

Решение задач.

2. Решение задач.

3. Решение задач.

4. Тест.

6.

Последовательности и прогрессии.

3

Числовая последовательность.

Арифметическая прогрессия. Разность, n-ый член прогрессии, сумма n членов арифм. прогрессии.

Геометрическая прогрессия. Знаменатель, n –ый член прогрессии. сумма n членов геометрической прогрессии.

1.Тест /старт./

2. Решение задач.

3. Решение задач.

Тест.

7.

Функции.

4

Аргумент, значение функции, область определения функции, область значений функции. Возрастание, убывание функции, четность и нечетность функции, промежутки монотонности и знакопостоянства. Наибольшее, наименьшее значение функции, нули функции.

Расположение графика в координатной плоскости в зависимости от значений параметров, входящих в формулы.

Взаимное расположение графиков функций в координатной плоскости.

Графики реальных зависимостей. Решение задач.

1.Тест /старт./

2. Решение задач.

3. Решение задач.

4. Тест.

Коррекция.

8.

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности.

3

Комбинаторные задачи. Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал.

Описательная статистика. Таблицы. Диаграммы. Графики. Статистические характеристики данных: ср. арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значение.

Случайные события и вероятность .Элементарные события. Частота случайного события. Формула сложения вероятностей. вероятность противоположных событий. Независимые события.

1.Решение задач.

2. Решение задач.

3. Тест. Коррекция.

9.

Итоговая контрольная работа

2


Практическая работа.


Итого:

30



Пояснительная записка

к примерному планированию итогового повторения курса алгебры 7-9-ых классов.

В течение итогового повторения материала предполагается проведение работ, дифференцированных по уровню трудности в связи с особенностями учащихся коррекционной школы-интерната «Красные Зори». В школе обучаются воспитанники с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, некоторые из них значительное время проводят в условиях стационара, образуются пробелы в освоении программы. Однако существует группа наиболее успешных учеников, способных выполнять задания высокого уровня сложности. На уроках итогового повторения наиболее продуктивно осуществлять индивидуальный подход, с составлением индивидуальных заданий для каждого ученика. Тематические контрольные тесты составлены на базовом уровне, по результатам выполнения можно прогнозировать результаты итоговой аттестации, а также скорректировать недостатки усвоения материала во время индивидуальных занятий.

Кроме итоговой контрольной работы ( тест, время выполнения – 2 часа) предполагается выполнение репетиционного экзамена по математике на материале типовых вариантов экзаменационных работ.

Литература, используемая при составлении тематических тестов и итоговой контрольной работы:

--Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А., Колесникова Т.В., Рослова Л.О.,

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме.Математика.20011, «Интеллект-Центр», 2011.

--Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А., Колесникова Т.В., Рослова Л.О.,

Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме).9 класс. Алгебра. Тем. тренировочные задания, М, «Эксмо», 2009.

-- Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А., Колесникова Т.В., Рослова Л.О.,

Государственная итоговая аттестация. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в

9 классе.,М., «Просвещение», 2009.

-- Лаппо Л.Д., Попов М.А.,

Математика. Государственная итоговая аттестация.9 класс. Сборник заданий.,М., «Экзамен», 2008,

--ЛысенкоФ.Ф.и творческий коллектив,

Алгебра. 9 класс. Итоговая Аттестация.,Ростов на Дону, «Легион», 2007.


Приложение: итоговая работа


Поделиться:


Назад в раздел