Поиск по сайту

К вопросу применения мультимедийного проектора на уроках естественно-научного цикла.


Авторcтво: Агейчев О. М.


Заместитель директора по школьным информационным связям

гимназии №105, Выборгского района Санкт-Петербурга

Агейчев Олег Михайлович.





В современных условиях общеобразовательным учреждениям часто уже недостаточно имеющихся методов обучения. Поэтому в гимназии наряду с традиционными формами обучения применяются новые подходы в организации учебного процесса.

При проведении занятий по гуманитарным дисциплинам в гимназии давно и широко практикуется применение различных компьютерных обучающих программ, электронных учебников, а также их мультимедийное сопровождение.

В связи с поставками в текущем учебном году новых технических средств, стало возможным проводить занятия по дисциплинам естественно-научного цикла с применением мультимедийного проектора. Однако сама подготовка мультимедийного курса таких занятий отличается от общепринятой для гуманитарных дисциплин. Это связано с применением математических и химических формул, а также использованием флэш и видеороликов, поясняющих их работу.

Актуальность применения мультимедийного проектора на занятиях естественно-научных дисциплин определяется необходимостью применения новых информационных технологий для реализации все возрастающих требований к качеству обучения.

В отличие от мультимедийного учебного пособия, предназначенного для самостоятельного изучения, мультимедийное сопровождение занятий - это материал, предназначенный для подкрепления рассказа преподавателя с эффектными видео и аудио вставками.

Мультимедийное сопровождение занятий в гимназии базируется на использовании дисков “Кирилл и Мефодий” из коллекции, поставляемых НМЦ и презентаций, разработанных с помощью программы Microsoft Office PowerPoint 2003. Занятие разбивается на несколько частей – введение, включающее тему урока с вопросами, собственно материал занятия, выводы (результаты) и контрольные вопросы. Понятно, что в текстовой части занятия обязательно представляется цель занятия. Показ материала полностью сопровождается анимационными эффектами, что позволяет проводить как поэтапный показ текстовой части, так и последовательный вывод тех или иных математических формул, химических закономерностей и т. п. В отличие от традиционной лекции с использованием доски и мела, у преподавателя появляется возможность экономить время, связанное с процессом написания на доске, и использовать его на дополнительные объяснения и приведение тех или иных иллюстративных примеров, что особо важно в условиях современной ограниченности отведенного на занятие времени.

Рассмотренная форма занятия отличается высокой иллюстративностью и достоверностью представляемого материала, достижение которых, с применением доски и мела не представляется возможным.

Необходимо отметить, что в процессе занятия, контролируется также усвоение материала. Для этого используются красочно иллюстрированные вопросы с анимационными эффектами. Как показывает практика занятий такой контроль, наряду с активным комментарием позволяет лучше усваивать новый материал и дает возможность для саморазвития учеников.

Деятельность преподавателя на занятии с применением мультимедийного проектора, в основном, соответствует традиционным лекционным занятиям. Однако, подготовка самого мультимедийного материала занимает значительно больше времени и требует определенных навыков работы с программными и аппаратными средствами обеспечения. На занятии преподаватель выступает в качестве источника знаний, поскольку либо рассказывает сам, либо комментирует диктора, спорит с ним. При этом в его распоряжении остается доска и мел, которые можно использовать, например, при ответе на вопросы учеников.

Как показала практика занятий, результатом проведения обучения в таких формах явился рост успеваемости учеников на уроках естественно-научных дисциплин. Поэтому можно считать, что наш эксперимент удался в полной мере.

Таковы основные итоги применения мультимедийного проектора на уроках естественно-научных дисциплин гимназии, которое, на наш взгляд, целесообразно для повышения эффективности обучения.

В заключении необходимо отметить, что рассмотренный подход в организации учебного процесса необходимо применять неразрывно с другими методами обучения. Но это тема для дальнейшего исследования.

Литература:

[1] Гершунский Б.С. -- Философия образования для XXI века. – М.: Педагогическое общество России, 2002.– 608 с.

[1] Селевко Г.К. -- Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -- М.: Народное образование, 1998.

[2] Е.С. Полат. М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров. -- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. Пед. Вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999

[3] Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"

[4] Б.Е. Стариченко -- Комплексный подход к использованию информационных технологий в школе -- Интернет-журнал "Эйдос" http://www.eidos.ru/journal/1999/0921.htm, 1999

[5] А. Прохоров -- Прогнозы развития информационных технологий -- Интернет-журнал " КомпьютерПресс " http://www.cpress.ru/, 1'2007

Поделиться: