Поиск по сайту

Готовность учителя к введению новшеств, профессиональному совершенствованию в соответствии с требованиями времени


Авторcтво: Нарицина Людмила Григорьевна, заместитель директора по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия № 92 Выборгского района Санкт-Петербурга


Как определить готовность учителя к «вызовам» времени? Поддается ли измерению творческий вдохновенный труд педагога? Какие требования предъявляет сегодня Стандарт?

Одним из требований к кадровым условиям реализации образовательной программы основного общего образования, предъявляемого Стандартом, является непрерывность профессионального развития педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей образовательную программу основного общего образования. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, необходимых для продолжения образования.

Для успешного профессионального роста педагога и соответственно достижения качественного образования необходимо обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов, обеспечить оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения образовательной программы, предусмотреть использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга.

                Одной из таких форм, успешно используемой в гимназии, является  технология Публичного экзамена. Идеолагами внедрения данной технологии являются Сочилин Сергей Борисович, директор гимназии и Пугач Вадим Евгеньевич, к.п.н., научный руководитель гимназии. Кураторор первого проекта – Борисова Наталья Вячеславовна, учитель литературы, Заслуженный учитель, Победитель Приоритетного Национального проекта «Образование» в конкурсном отборе лучших учителей. Для внедрения данной технологии в гимназии была создана творческая группа по  изучению методики организации и проведения Публичного экзамена, параллельно также шел обучающий семинар        по теме: «Повышение качества преподавания словесности: современный подход в работе с текстом» в ходе осуществления внутрифирменного повышения квалификации. Тематика семинара разнообразна, как-то: «Структурный и интертекстуальный анализ стихотворения М.В.Ломоносова «Вечернее размышление», Архитипический анализ романа И.Гончарова «Обломов», анализ эпизода из «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лескова, « Роль ремарок в произведениях русских писателей,  « Образ качелей в лирике Ф. Сологуба», Презентация к курсу «Из истории публичного экзамена»;     «Компетенции, формирующиеся в ходе проектной деятельности»; Структурный анализ текста И.Бабеля «Конармия», «Структурализм и симеотика», «Псевдопоэтика Е.Эткинд, «Неофрейдизм и литературоведение», «Постструктурализм и литературоведение», «Герменевтика», «Психоанализ и литературоведение», «Культурологический подход к содержанию образования».

                История Публичного экзамена крепко связана с Царскосельским лицеем. То же самое можно сказать и о его идеологии, которая в дальнейшем при сохранении формы Публичного экзамена нередко извращалась. В качестве примера можно привести Публичный экзамен в Смольном институте, где смолянки выучивали билет, данный им заранее: тут нарушается важнейшее условие самостоятельного выбора учеником материала для экзамена, уничтожается возможность творческого подхода к экзамену, а без совместного творчества ученика и учителя, работающего с ним в паре, никакой Публичный экзамен невозможен.

В  современном Публичном экзамене, как и в лицейском, есть два аспекта. Первый аспект – публичность, то есть  наличие публики (экспертов, родителей, соучеников, учителей, не задействованных в подготовке к экзамену), участвующей в экзамене, задающей вопросы, в каком-то смысле проявляющей себя в качестве полноправного партнера, а не только группы зрителей. Если позволительно сравнивать проект или курс, заканчивающийся публичным экзаменом, с, так называемой, французской мастерской, то Публичный экзамен соответствует такому элементу мастерской, как афиширование. Именно поэтому каждое высказывание экзаменующегося  должно быть вызвано не внешней, а внутренней потребностью. Другой аспект в том, что мы имеем дело не со спектаклем, а с экзаменом, хотя экзаменом может стать и спектакль. Ученик демонстрирует знания в определенной области (или на стыке областей) и умения так, чтобы видна была степень его компетенции, свобода ориентации в материале. Глубина знаний и элемент интеграции компенсируют отсутствие широты. Сдав обычный экзамен, учащийся очень часто забывает все; сдав Публичный экзамен, он получает опыт познания с гарантией последействия. Диалог, начатый во время экзамена, продолжается и после него, и это сказывается в выборе тем для дальнейших исследований, в развитии познавательного интереса, в спонтанном расширении поля культурных ориентаций. Так как речь идет о Публичном экзамене, важнейшим становится то,  чем этот экзамен отличается от традиционных видов контроля знаний в массовой школе.

Во-первых, он не подразумевает неизбежного в случае экзамена по билетам или собеседования противостояния ученика и учителя; и тот и другой работают вместе, находятся по одну сторону и одинаково заинтересованы в успешном проведении Публичного экзамена; с психологической точки зрения даже приглашенные со стороны эксперты оказываются втянутыми в «действо». Главная причина этого эффекта в том, что на Публичном экзамене ученик получает возможность продемонстрировать свои сильные стороны, а экзаменаторы не ставят задачи выявить, чего именно ученик не знает.

Во-вторых, Публичный экзамен предполагает возможность группового взаимодействия. Ученик не остается один на один с грозным экзаменатором, взгляд которого зачастую лишает дара речи. Рядом с ним – участники его группы, в зале – сочувствующие зрители. Если традиционный устный экзамен по жанру ближе к монологу экзаменующегося, то Публичный экзамен – это полилог, стороны которого равны.

В-третьих, Публичный экзамен в отличие от традиционного, ни в коем случае не рассчитан только на репродукцию знаний. Разумеется, при подготовке элементы реферативности возможны, но смыслом экзамена является творческий продукт. Автором этого продукта (выступление, компьютерная или другая презентация, сформированная точка зрения) является ученик. Роль учителя во время подготовки – консультировать, но не диктовать.

В-четвертых, существенная доля смысла Публичного экзамена – в последействии. Известен эффект  стремительного «забывания» материала после традиционного экзамена. В нашем случае это невозможно, так как материал экзамена в процессе подготовки интериоризируется или, если точнее, в значительной степени вырабатывается учеником. Это результат интеллектуальных и эмоциональных усилий, а не внешняя и навязанная информация, не имеющая отношения к внутренней жизни ученика.  

Цели отработки технологии Публичного экзамена связаны с необходимостью модернизации образовательного процесса в его различных аспектах таких, как:

 - коммуникативный аспект. В массовой школе, продолжающей традиции школы советской, очень часто канал общения работает, главным образом, в одну сторону: от учащихся к учащимся. Школьники постоянно вынуждены воспринимать поток чуждых им, со многих точек зрения, сообщений, при том, что обратная связь отключена. Чем дальше мы идем по этому пути, тем менее эффективным становится образовательный процесс, и сейчас мы уже приблизились к критической точке. Обучение может развиваться только в диалоге и быть только многосторонним (учатся и учитель, и администрация, и родители). Публичный экзамен может стать одним из способов организации полноценной коммуникации между учителями и учениками, а также внутри самого коллектива школьников;

- содержательный аспект. Современная программа по литературе  вполне адекватна, тем более что у учителя есть все возможности варьировать ее сообразно с нуждами конкретного класса (например, ориентировать школьников на сдачу ЕГЭ или в большей степени уделять внимание расширению поля читательских ориентаций и т.д.). Неадекватным нам представляется само разделение на школьные предметы. Занимаясь литературой как таковой, то есть исключительно как искусством слова, мы рискуем натолкнуться на непонимание, потому что старшеклассники могут иметь в головах совсем другую «программу» (например, тексты популярных песен, массовую литературу и проч.). Между тем, искусство, в том числе и литература, пожалуй, единственный посредник между человеком и миром, именно в категориях искусства мы воспринимаем мир, искусством творится наша картина мира. Из этого следует необходимость интегративного подхода, выхода за пределы предмета в область других искусств и дисциплин, необходимость постановки вопросов не предметного, а мировоззренческого уровня; 

- методический аспект. Здесь может идти речь о преобладании интерактивных методик, преимущественном внимании к работе в группах, к постановке проблемных вопросов, к интеллектуальным провокациям и т.д. Основной целью остается то же – установление диалога, который плохо приживается на уроках фронтального характера (в лучшем случае у учителя возникает иллюзия диалога, огромное большинство учеников из него выпадает). Есть и еще один пункт, относящийся к методическому аспекту – самостоятельная работа школьников с информационными источниками, прежде всего с наиболее удобным для них – интернетом;

- организационный аспект. Конечно, трудно говорить о новой организации образования в равноправном диалоге, когда школа зачастую построена по принципу властной вертикали, когда администрация школы находится в прямом подчинении местных властных структур, а учителя воспринимаются как чиновники. Ждать от находящихся в подчинении администрации и учителей нового отношения к учащимся не приходится. Попытки школьного самоуправления, как правило, формальны и напоминают пародию на деятельность комсомольских и пионерских комитетов. Однако все это не уменьшает необходимости введения элементов новой организации учебного процесса, в которой комплексным субъектом учебной деятельности становится группа учеников, ученики и учитель, а завуч и директор заняты творчеством адекватных организационных форм.

Соответственно сформулированным стратегическим целям выстраиваются и образовательные задачи:

- развитие коммуникативных компетенций (речь, умение общаться и строить диалог в различных ситуациях, навык выстраивания отношений с публикой при выступлении  и т.д.);

- построение интегративного курса для обучения в диалоге друг с другом и культурой;

- освоение и применение учителями различных интерактивных методик, соответствующих стратегии диалогового обучения (интерактивные лекции, мастерские, групповые формы, проблемное обучение, элементы технологии образования в глобальных информационных сетях и т.д.);

- организационное и ресурсное обеспечение учебного процесса.

Адресатом  Публичного экзамена являются следующие категории:

- учащиеся старшей школы – главные участники и творцы Публичного экзамена, настоящие и будущие потребители данной технологии;

- учителя, стремящиеся повысить профессиональный уровень, расширить свой педагогический и методический арсенал;

- организаторы школьного образования, желающие приобщиться к инновационной деятельности;

- родители старшеклассников, заинтересованные в успешности своих детей.

Алгоритм публичного экзамена

Организация и проведение Публичного экзамена требуют соблюдения определенного алгоритма, состоящего из следующих пунктов:

- предыстория (замысел, разработка задач, место в расписании). 1)Замысел. Публичный экзамен и его содержание планируются заранее. Инициатива исходит от педколлектива, который,  по возможности, отталкивается от реальных образовательных проблем, стоящих перед учащимися. 2)Разработка задач. Этот этап проходит параллельно с предыдущим, так как защитить необходимость какого-либо экзамена можно только в случае понимания, зачем он нужен в образовательном процессе. Например, на каком-то году обучения нужно отработать определенные элементы исследования, умение интегрировать предметы, то есть видеть объект исследования с точки зрения разных предметных областей, выработать коммуникативные компетенции, расширить поле культурных ориентаций и т.д. Экзамен должен работать на решение этих задач. 3) Место в расписании. Публичный экзамен не привязан к концу временного учебного периода или модуля; он проводится тогда, когда заканчивается проект;

- положение о Публичном экзамене. Разрабатывая положение, необходимо учесть жанр, источники, требования к работе, формат защиты и параметры для оценки;

- подбор и чтение литературы. Культура – это процесс текстообразования на фундаменте уже существующих текстов. Это определение можно использовать достаточно широко, если иметь в виду не только вербальные языки. В этом смысле образование – процесс овладения всевозможными языками (формулы, ноты, языки программирования, языки различных искусств – живописи, хореографии). Если говорить о компетентностном подходе к образованию, то  образованный человек – человек, умеющий читать и создавать тексты;

- накопление материалов, участие в проектной деятельности. Публичный экзамен может быть не результатом участия в проекте, а плодом индивидуального труда. Если же говорить о модели проектной деятельности, то ее удобно представить в виде трехмерного графика, осями которого будут время, содержание и многообразие ролей, в которых выступает ученик. Минимальное использование одной из осей (один участник, единичное, занимающее час-два событие, отсутствие серьезного познавательного содержания) делает проект плоскостным, при сведении до минимума двух осей проект можно изобразить в виде линии, трех – в виде точки. То есть в зависимости от того, как мы выстраиваем проект, он может быть нольмерным, одномерным, двухмерным, трехмерным. Эта модель нужна для того, чтобы рассчитать последействие проекта;

- подготовка презентации. Речь не идет именно о модных компьютерных презентациях, а о представлении материала публике;

- афиширование. Весь процесс Публичного экзамена можно снять на видео. Афиширование, как правило, выявляет различную подготовленность ребят к публичным выступлениям,  из-за отсутствия значительного опыта спонтанных дискуссий, которых в школьной жизни все-таки ощутимо не хватает;

- обсуждение и оценка. Этим занимается жюри, состоящее из учителей школы, районного методиста по литературе,  руководителя проекта и т.д.;

- последействие. Вопрос о последействии остается открытым, но устные отклики как учащихся, так и присутствовавших на Публичном экзамене родителей позволяют утверждать, что, по крайней мере, меняется самооценка некоторых ребят и оценка их родителями (это касается, прежде всего, ценностных ориентаций), что уже является  существенным последействием этого события.                                                                             Надо учесть, что ПЭ – это, прежде всего, технологическая цепочка, поэтому «использование» в данном случае – это совместная деятельность учащихся, учителей, администрации школы и отчасти родителей, выстроенная по определенному алгоритму. Соответственно об «эффектах» можно говорить применительно к  четырем группам.

Учащиеся

1.   Развитие устной и письменной речи: в ходе осуществления проекта и подготовки к Публичного экзамена каждый учащийся выполняет значительное количество работ в разных жанрах, связанных с отработкой навыков устной и письменной речи.

2.   Совершенствование коммуникативных компетенций: по ходу подготовки к Публичному экзамену возникают учебные ситуации, в которых учащиеся вступают в диалог с учителем, родителями, друг другом, текстами различной природы, наконец, с собой (внутренняя коммуникация – важный элемент развития личности).

3.   Расширение поля культурных ориентаций: в курсе, предшествующем Публичному экзамену, все темы сформулированы таким образом, чтобы возникали «стыки» между различными авторами, традициями, стилями, видами искусства, сознанием и бессознательным и т.д. Самостоятельная работа также рассчитана на выход из замкнутых пределов школьной программы по литературе.

4.   Расширение поля ценностных ориентаций: обращаем внимание, что так называемая воспитательная работа (немыслимая без работы образовательной) направлена именно на расширение внутренней ценностной «программы» школьника. Речь ни в коем случае не идет о ценностном релятивизме, но о принятии подростком личностных, социальных, культурных феноменов как имеющих для него внутреннюю ценность. В частности, участие в Публичном экзамене зачастую приводит к положительным изменениям в «Я -концепции», росту уважения к товарищам, учителям, преодолению негативного школьного опыта и т.д.

5.   Приобретение опыта исследовательской деятельности: в первую очередь, это связано с активным использованием при подготовке к Публичному экзамену проблемного обучения. Там, где нет проблемы, интеллектуального конфликта, не может быть исследовательской деятельности, она неминуемо сведется к написанию реферата. На наш взгляд, реферат – это один из необходимых видов репродуктивной деятельности при подготовке к продуктивной, но, ни в коем случае, не результат исследования. Надо отдавать себе отчет в том, что реальное положение вещей в массовой школе очень часто не способствует развитию проблемного обучения; многие педагоги по-прежнему предпочитают догматическое  обучение, в том числе и современные прагматично настроенные школьники.  

Учителя

1.   Совершенствование профессиональных компетенций: этому способствует активная роль учителя как куратора, консультанта, научного руководителя, полноправного участника экзамена.

2.   Освоение технологий из арсенала либерального образования: при том, что у нас нет сомнений в методической и технологической осведомленности учителей, надо отметить, что образовательная практика ещё очень далека от идеологии либерального образования, подразумевающей человекоцентрированность, партнерские отношения учащихся и учителей, интерактивные методики, свободу выбора образовательного маршрута, качественное, а не количественное оценивание и т.д. Публичный экзамен – один из элементов либерального образования.

3.   Возможность выхода за пределы предметного преподавания (использование интегративного подхода): даже новый ФГОС не подразумевает отказа от предметного преподавания; мышление большинства педагогов остается отчетливо предметным; между тем разделение образовательного процесса на отдельные предметы давно уже перестало соответствовать требованиям времени; участие в Публичном экзамене показывает пример естественной интеграции литературы, искусства, истории и обществоведения.

4.   Динамизация диалога с учениками и их родителями: лучший повод для диалога – совместная деятельность; Публичный экзамен становится такой совместной деятельностью учителя, учеников и их родителей, и важным здесь является то, что деятельность эта, по определению, должна быть успешной (неуспешные работы просто не могут быть вынесены на Публичный экзамен).

5.   Самоактуализация в проекте: Публичный экзамен может стать полем для творческой деятельности учителя.   

Администрация

1.   Интенсификация учебной деятельности: Публичный экзамен, как любой хорошо продуманный проект, структурирует и делает более динамичным учебный процесс.

2.   Повышение квалификации педагогов: то, что любая администрация заинтересована в этом, не требует комментариев.

3.   Освоение элементов альтернативной по отношению к классно-урочной системе образовательной технологии: отметим, что альтернативные образовательные технологии плохо сочетаются с классно-урочной системой, однако именно технология Публичного экзамена вписывается в традиционный учебный процесс сравнительно безболезненно, заодно демонстрируя возможности эволюции школы в сторону современных технологий.

4.   Получение силами школы творческого образовательного продукта: в дальнейшем это открывает перспективу для диалога с другими школами, обмена опытом и т.д.

Родители

1.   Возникновение «эффекта присутствия» в образовательном процессе: сейчас резко определились две тенденции в отношении родителей к школе (это связано с кризисом традиционной семьи), а именно: полное отстранение родителей либо навязчивое вмешательство в жизнь школы. Обе тенденции негативны и порождают проблемы в отношениях родителей со школой. Публичный экзамен дает возможность смягчить ситуацию: родители привлекаются к деятельности школы, чувствуют себя участниками процесса (в сущности, Публичный экзамен – это и их праздник), но это не создает конфликта.

2.   Знакомство с альтернативными образовательными технологиями: на наш взгляд, полезным является знакомить родителей с современными педагогическими технологиями, так как их образовательный опыт, как правило, устарел, а о  другом они не имеют понятия, что также зачастую приводит к конфликтным ситуациям.

3.   Появление  нового взгляда на своего ребенка и его товарищей: как правило, посещение Публичного экзамена приводит к росту уважения к ребенку и его товарищам, даже к улучшению отношений родителей с детьми.

Демонстрация успешности детей: это весьма важный пункт в плане родительской самооценки, также влияющий на отношения внутри семьи и отношения родителей со школой.

Идею Публичного экзамена по гуманитарным дисциплинам взяли на вооружение и коллеги естественно-научной образовательной области, и в ноябре 2015 года Публичный экзамен успешно стартовал в профильном химико-биологическом классе.

Литература.

1.      Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования// Вестник образования. 2015, № 17

2.      Пугач В.Е. Игры текста. Готовы ли мы играть по правилам.// На путях к Новой школе. СПб, 2014. Образовательный центр «Участие»


Поделиться: